Аннотация
Авторами статьи рассматриваются особенности функционирования рынка образовательных технологий. Проводится анализ привлекательности проектов на рынке цифровых образовательных решений с позиции их основных заказчиков и потребителей. Основной фокус статьи сделан на российской системе высшего образования, поскольку именно высшие учебные заведения сегодня становятся не только драйверами научной деятельности страны, но и центром формирования у обучающихся компетенций в сфере инновационного предпринимательства. Данный вектор развития российского высшего образования приводит к необходимости постоянного совершенствования деятельности организаций, вынужденных перестраивать свои бизнес-процессы и предлагать новые образовательные продукты с максимальной степенью практической ориентации. Только так высшие учебные заведения могут поддерживать свою конкурентоспособность как на национальном, так и на международном уровне. В статье даются оценки данной тенденции, а также приводится авторский подход к пониманию условий и принципов функционирования отечественного рынка EdTech, включающий в себя классификацию основных игроков рынка и определение самого сектора, занимающего уникальное положение на стыке науки и бизнеса.Список источников:
1. The State of Higher Education: Challenges and Opportunities in 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pwc.com/us/en/ industries/health-industries/library/higher-education-perspectives.html (in Eng.).13. Bogdanova A.A., Zarembo V.E. EdTech Market in Russia: Trends and Development Scenarios // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2020. № 8. С. 38–46. (in Eng.).
Аннотация
Авторы исследовали результаты реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стимулирования развития и внедрения инноваций за период 2010–2019 гг. как в целом, так и в сфере здравоохранения. Установлено, что планомерное увеличение бюджетных расходов на научные исследования и разработки даже при условии развития инфраструктуры не позволяет достичь сопоставимого уровня инновационной и публикационной активности по сравнению с теми государствами, где основную массу расходов на научные исследования и разработки составляют средства бизнеса. Вызвано это низким уровнем релевантности проводимых НИР, незаинтересованностью бизнеса в освоении их результатов и введении в производство. Сформулирована рекомендация по модернизации системы разработки грантов посредством усиления государственно-частного партнёрства на этапе формулирования задач для грантов.
Список источников:
1. Черных С.И. Национальная безопасность, стратегическое планирование и проблемы бюджетирования в сфере исследований и разработок / С.И. Черных, Л.Э. Миндели // Общество и экономика. 2019. № 10. C. 12.14. Национальный доклад об инновациях в России. – М.: Минэкономразвития, Открытое правительство, РВК, 2016. – 39 c.
Аннотация
Целью данного обзора литературы является исследование научных публикаций и других источников, касающихся изучения детерминант уровня обменного курса российского рубля. Для анализа было изучено 35 статей, из которых были отобраны двадцать две, общий объем составил 414 страниц. В данной работе были проанализированы актуальные эмпирические статьи с целью выявления факторов, определяющих колебания курса российского рубля. Был проведен анализ различных моделей, ряд которых наиболее эффективен для анализа: от базовой линейной регрессии до структурной векторной авторегрессии, через обычные наименьшие квадраты или модели коррекции векторных ошибок. В работе были изучены проблемы: какие комбинации переменных используются для изучения факторов, влияющих на российскую валюту; важно ли учитывать цены на нефть, процентную ставку и индекс потребительских цен; целесообразно ли рассматривать их все вместе в одной модели;получены ли сходные результаты в других исследованиях; необходимо ли добавлять такие переменные, как ВВП, цена на золото, цена на газ, агрегат М2 или санкции. В данной работе проведено сравнение данных каждой модели и сделана попытка выяснить, существует ли один наилучший способ изучения детерминант курса российской валюты.Список источников:
1.SamotesovA., Strelkovskaya A., Kazachkova D.The History of the Ruble Origin. ББК 72 П78. 2018. p. 44.Аннотация
Новгородский регион имеет исключительно благоприятное географическое положение, однако в период общего спада экономики страны расположенные в регионе предприятия оказались неконкурентоспособными, резко сократив выпуск своей продукции. В современных условиях самым многочисленным сектором экономики являются представители малого и среднего бизнеса, на который нацелены программы поддержки и стимулирования развития Банка России. Новгородский регион создает муниципальную программу развития данного сектора экономики, где определена совокупность различных мероприятий, конечной целью которых является предоставление абсолютного доступа к финансовым и другим ресурсам. Помимо данных мероприятий проводится обучающая деятельность, заключенная в предоставлении информационных семинаров в различной форме. В статье представлен анализ ряда проблем в развитии предпринимательства в Новгородской области, конкретизированы теоретические аспекты в изменении делового климата. Выделены обоснования необходимости государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. В исследовании обозначены две основные проблемы предпринимательской активности: социально-экономическое развитие Новгородского региона и развитие предприятий малого и среднего бизнеса.Список источников:
1. Скурaтoва A.В. Зарубежный опыт проведения денежно-кредитной политики центральными банками и возможности его применения в России // Банковские услуги. 2015. № 2. С. 10–14.7. Mаnkiw N. Gregory. Macroeconomics. Ninth edition. New York, NY: Worth. 2016. (in Eng.).
Аннотация
Актуальным трендом в настоящее время становится применение educational-маркетинга: компании в различных отраслях используют образовательные инструменты для формирования интереса к бренду и повышения лояльности посредством придания бренду статуса эксперта. Статья посвящена исследованию интеграции educational-маркетинга в различные бизнес- и социально-культурные проекты. Ценность данной работы авторы видят в разработке метода, который поможет абстрагироваться от отраслевой привязки в выборе и применении образовательных инструментов и форматов при решении маркетинговых задач. В процессе исследования было обращено внимание не только на цели использования образовательного маркетинга, но и на готовность компаний его использовать. В рамках исследования был проведен анализ мировых и локальных трендов социума, бизнеса и сферы образования; изучены современные технологии educational-маркетинга. Проведен бенчмаркинг более 40 проектов, в которых так или иначе используется образовательный маркетинг. Методология исследования также включает серию глубинных интервью и анкетирование потребителей. В ходе исследования было обращено внимание на цели применения образовательного маркетинга, готовность компаний его использовать, потенциал внедрения инновационных форматов и инструментов educational-маркетинга в деятельность компаний. При анализе потребителей внимание было сфокусировано на целях потребления образовательного контента, ценностях и стиле жизни в контексте образования. В результате исследования сформирована авторская классификация проектов с точки зрения применения инструментов образовательного маркетинга. Итогом исследования стал метод применения educational-маркетинга. При формулировании метода было принято решение опираться на два критерия: ситуация потребления обучающего контента потребителем – стрессовая или life-longlearning; тип компании по использованию инновационных форматов и инструментов educational-маркетинга: консерваторы, приверженцы баланса, инноваторы. Данный метод поможет компаниям любой отрасли использовать различные форматы и инструменты educational-маркетинга для выстраивания отношений с потребителями и формирования лояльности к бренду.Список источников:
1. Исследование российского рынка онлайн-образования от Нетологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://drive.google. com/file/d/1uJrSvY2IQRxB3GtG9J-Uk5NwpEIGnwqp/view5. Вейдаш К., Быков В. Сначала знания: как работает обучающий маркетинг // РБК. 2020. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pro.rbc.ru/news/5fc0e97e9a79473f09b76632
Аннотация
Статья посвящена исследованию системных связей и закономерностей развитияв РФ передовых производственных технологий с 2010 по 2018 годы на основе ретроспективной информации, а также подходам к ее анализу. Выполнен обзор актуальных публикаций по исследуемой тематике, по результатам которого сделан вывод о том, что многие проблемы разработки и внедрения инновационных технологий имеют системный характер и остаются нерешенными. Исследованы модели динамики отдельных показателей инноваций, а именно: числа разработанных и используемых передовых производственных технологий (ППТ). Отмечены положительное сокращение в рассматриваемом периоде разрыва между используемыми и разработанными ППТ, а также более высокие темпы роста последних. Представлены результаты моделирования динамики частотных распределений, медианных и модальных значений показателей. Выявлена схожесть ситуаций в большинстве регионов страны, за исключением отдельных субъектов (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Нижегородская обл.), где наблюдаются более благоприятные условия. Показана разница в закономерностях роста медианных и модальных значений, причем для обоих доминирует показатель количества использованных технологий. Обнаружено увеличение асимметричности частотных распределений числа ППТ в разрезе регионов РФ. Методом многократного рейтингования выявлены субъекты, ситуация в которых более благоприятна по количеству разработанных и использованных ППТ, но регионов, одновременно лидирующих по обоим показателям, не выделено.Список источников:
1. Бездудная А.Г., Фраймович Д.Ю., Гундорова М.А. Оценка распространения передовых производственных технологий и уровня производительности труда в регионах РФ // Cборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Управление инновационными и инвестиционными процессами формирования и развития промышленных предприятий в условиях цифровой экономики», 2018. С. 24–30.12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru
Аннотация
Среднее предпринимательство во многих странах играет стабилизирующую роль в экономике. Статья посвящена вопросам оценивания ситуации со средним предпринимательством в России в период с 2010 г. по 2019 г. Цель исследования – анализ развития среднего предпринимательства в России, в том числе по федеральным округам. Выполнен анализ опубликованных результатов исследования по данной тематике в экономическом и инструментальном разрезах. Рассмотрена динамика количества средних предприятий в России. Выделены «успешные» округа, сделаны количественные оценки. Выявлена тенденция уменьшения численности занятых на таких предприятиях. Проанализирована динамика оборота средних предприятий и сопоставлена с численностью работающих. Сделан вывод, что в отдельные годы между этими показателями существовала зависимость, но в целом за период – нет. Рассмотрено изменение производительности труда, установлено наличие положительной динамики по России в целом и по округам. Выполнен структурный анализ инвестированных средств в основной капитал в разрезе федеральных округов и в разрезе видов основных фондов. Выявлена их естественная структура, выделены наиболее и наименее благоприятные в этом плане годы. Сделан общий вывод, что целесообразным и востребованным является развитие в стране этой формы хозяйствования, в частности, в рамках реализуемых Национальных проектов.Список источников:
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. 2018. № 97.Аннотация
При быстро меняющейся конкурентной среде для компаний, работающих на рынке высокотехнологичных процессов, важным аспектом является выбор правильной стратегии для дальнейшего технологического развития и приоритетных сегментов рынка. Развитие инновационной деятельности в области таких процессов, в том числе и в сфере аддитивного производства на мировом рынке, невозможно без обмена информацией и сотрудничества между разными странами. В ближайшее время ожидается резкое увеличение объема рынка. Большинство компаний на этом рынке имеют ограниченные ресурсы, что требует получения высокой нормы прибыли на свои инвестиции и соответствующей им защиты. Непринятие этих мер может создать серьезную угрозу для успеха организации. Для выхода на следующий этап необходимо правильно оценить текущий уровень и условия, способствующие накоплению знаний и научной информации. Такая оценка может быть сделана на основе собранных данных. Вариантом таких данных могут выступать статистические показатели, качественно и количественно характеризующие аддитивное производство. В статье приведен анализ современных трендов и статистических показателей, характеризующих международное сотрудничество в области инновационных процессов, в том числе и аддитивных технологий. Перечислены основные каналы для трансфера аддитивных технологий, указаны структурные объединения, отвечающие за развитие и распространение знаний в этой области в различных странах. Проанализирована динамика изменения объема государственных бюджетных ассигнований на научно-конструкторские работы на одного ученого для лидирующих европейских стран, а также продемонстрирована зависимость увеличения публикационной активности авторов от изменения соотношения числа исследователей на миллион человек населения для разных стран. Определены страны-лидеры по получению дохода от торговли оборудованием и технологиями в области аддитивного производства. Выявлена страна, имеющая наибольшее число патентов области аддитивных технологий.
Аннотация
В статье был проведен патентный анализ и рассмотрены перспективы развития системы автоматической шнуровки. Исследованы аналоги и прототипы, предшествующие современному виду технологии автошнуровки. В процессе анализа рынка были рассмотрены модели обуви с данной системой, выпущенные на текущий момент, выделены лидирующие компании и компании-пионеры, ставшие первыми в производстве экипировки с интегрированной системой автоматической шнуровки. Также в ходе исследования был проведен анализ патентных и непатентных источников. При изучении патентов были рассмотрены текущие действующие документы, принадлежащие ведущим компаниям, также проведен обзор и сравнительный анализ с патентами, на основе которых возникло изобретение автошнуровки. Были изучены патентные семейства некоторых компаний, а также выделены основные направления для публикаций патентов. В результате исследования были обобщены данные и сделаны возможные прогнозы дальнейшего развития инновации. Было предложено несколько векторов развития для компаний, которые обладают достаточным потенциалом на текущем рынке спортивной экипировки. Более того, в силу высокого развития современного института интеллектуальной собственности в большинстве стран мира, в том числе в странах, где ведутся основные разработки по данной инновации, было предложено использовать автоматическую шнуровку в таких сферах как космическая и военная экипировка. По мнению авторов, данное изобретение могло бы получить достаточно широкий отклик в подобных сферах в связи с высоким интересом государств и большим финансовым и инвестиционным потенциалом в этих отраслях.Список источников:
1. Reebok Pump. Reebok // SoleCollector [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://solecollector.com/sd/00392/reebok/reebok-pump (inEng.).19. Puma представила самозашнуровывающиеся кроссовки // Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg. ru/2019/02/01/puma-predstavila-samozashnurovyvai ushchiesia-krossovki.html
Аннотация
В работе обоснована необходимость формирования правовых основ биометрических методов аутентификации. Развитие современного общества связано с защитой информации и информационной безопасностью. Биометрические методы аутентификации представляют интерес как инновационная технология, использование которой должно иметь соответствующую правовую основу. Реализация необходимого программного обеспечения должно регулироваться отдельными положениями законодательства об авторских правах. Использование биометрических параметров человека должно также подчиняться законодательным актам. Обосновано разграничение в правовом аспекте двух понятий аутентификация и идентификация. Это связано с тем, что затрагивается возможность доступа как к персональным данным личности, так и к их финансовым активам, поскольку основная сфера использования биометрических параметров – получение государственных и банковских услуг. Рассмотрены нормативно-правовые акты, которые определяют возможность использования биометрических методов аутентификации. В работе сделаны практические выводы о необходимости выделения в российском законодательстве самостоятельной правовой категории биометрические персональные данные. Закрепить, что информация о субъекте персональных данных будет отнесена к биометрическим параметрам идентификации в случае её использования с целью установления личности.
Список источников:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (редакция от 8 декабря 2020 г.): [принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.] // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/7. Аверченков В.И. Защита персональных данных в организации: Монография / В.И. Аверченков, М.Ю. Рытов, Т.Р. Гайнулин. – 3-е изд. стереотип. – М.: Флинта, 2016. – 124 с.
Аннотация
В статье рассмотрена современная тенденция цифровизации национальной валюты. Показано, что непрерывно развивающиеся технологии влияют на финансовую сферу, что мотивирует экономически развитые страны внедрять новую форму денег. Изучены теоретические аспекты понятия «цифровая валюта», обозначены основные различия цифровой валюты и криптовалюты. Проанализирована концепция цифровой национальной валюты Китайской Народной Республики (далее – КНР) – цифровой юань и выявлены результаты проводимой диджитализации, которая в будущем при успешной реализации проекта цифрового юаня приведет к отказу от наличных денежных средств. Подробно исследованы намерения Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) по введению цифрового рубля в обращение, которые представлены в Докладе для общественных консультаций «Цифровой рубль». Изучены теоретические аспекты понятия «цифровой рубль», обозначены основные различия между существующими формами денежных средств в российской экономике: наличные денежные средства, безналичные денежные средства и цифровые денежные средства. На основе проведенного исследования доклада, представленного ЦБ РФ, были обозначены потенциальные варианты технической реализации цифровой валюты в рамках существующей денежной системы, а также представлена их характеристика. Дана оценка предполагаемому результату реализации концепции цифрового рубля: определены потенциальные преимущества и риски цифрового рубля и проведен их комплексный анализ. Сделан вывод о том, что процесс цифровизации национальных валют является актуальным для мирового сообщества, выступая показателем высокого уровня развития экономики страны. Результатом анализа проекта цифрового рубля, представленного в докладе ЦБ РФ, является вывод о неоднозначности его реализации при текущем уровне экономического развития нашей страны.Список источников:
1. Ситник А.А. Цифровые валюты Центральных банков // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2020. № 9. С. 180–184 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-valyuty-tsentralnyh-bankov/viewer8. Bordo M., Levin A. Central Bank Digital Currency and the Future of Monetary Policy // NBER Working Paper. 2017. № 23711 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/ 10.3386/w23711 (in Eng.).
Аннотация
Одним из важных фактов, характеризующих общеэкономическую ситуацию стран, является инвестиционный климат. Экономический подъем во многом зависит от эффективности инвестирования. Благоприятный инвестиционный климат – важнейшее условие привлечения инвестиционных потоков и последующего экономического роста в стране. Важными критериями принятия решений в сфере инвестиционной деятельности являются оценка инвестиционного климата на макроуровне, а также оценка инвестиционной привлекательности объекта инвестирования. В данной статье проанализировано современное состояние инвестиционной сферы и инвестиционного климата в Российской Федерации. Исследование содержит оценку динамики количества проектов прямых иностранных инвестиций в стране в период с 2015 по 2019 годы, основных стран-доноров инвестиций для России по состоянию на 2019 год, самых привлекательных отраслей и секторов Российской Федерации за 2010–2019 годы. В статье рассмотрены основные регионы-реципиенты зарубежных инвестиций. Также исследование содержит анализ реализации инвестиционных проектов в Российской Федерации по состоянию на 2019 год.Список источников:
1. Кудашкин И. В. Инвестиционный климат России: проблемы и возможные пути их решения // Электронный научный журнал «Вектор экономики». 2019. № 7 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vectoreconomy.ru/Аннотация
Работа направлена на выявление индикаторов влияния пандемии Covid-19 на сферу физической культуры и спорта в разнородных массивах статистических показателей. Использованы данные государственной статистики и данные интернет-статистики, отражающие тематическую онлайн активность населения и различные аспекты состояния организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта. Показано, что несмотря на значительное сокращение денежных поступлений от предоставляемых услуг в этой сфере, профильные организации преодолевают последствия пандемии. Новые формы самостоятельных и онлайн занятий физической культурой и спортом, получившие распространение во время жестких карантинных ограничений, сохраняют популярность у населения. Представлены количественные доказательства этого положения: значения статистических показателей потребления населением услуг физической культуры и спорта, демографии организаций, осуществляющих деятельность в области спорта, к осени 2020 года начали возвращаться к докризисным величинам. Индикаторами востребованности услуг физической культуры и спорта в онлайн форматах являются показатели посещаемости тематических сайтов и публичных страниц в социальных сетях, а также количества тематических поисковых запросов. Установлено, что такой показатель, как количество посещений сайта онлайн тренировок, продолжает возрастать даже после снятия карантинных ограничений.Одним из направлений научных исследования в данной области может быть разработка методов сбора, агрегации и интеллектуального анализа данных, позволяющих оценить степень адаптации организаций физической культуры и спорта к условиям ограничительных мер за счет использования возможностей цифровой экономике.
Ключевые слова: пандемия Covid-19, услуги физической культуры и массового спорта, онлайн активность населения
Список источников:
1. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. 2020. № 4. doi: 10.18334/eo.10.4.111375.Аннотация
В исследовании представлены результаты тестирования зарубежных программных продуктов Optibize™ компании Optibus и MobileyeShield+ компании Mobileye, позволяющих автоматизировать и оптимизировать такие процессы автотранспортных пассажирских перевозок, как диспетчеризация и контроль аварийности в ходе движения транспортных средств. Данные процессы влияют на такие показатели качества обслуживания пассажиров, как скорость, доступность и безопасность общественного транспорта, что определяет актуальность темы исследования. Изучен опыт использования автоматизированных систем в зарубежных странах, а также проведено их пилотное тестирование в условиях работы отечественного перевозчика. Тестирование проведено на базе крупнейшего в Северо-Западном регионе России оператора автобусных пассажирских перевозок СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в рамках соглашений международного сотрудничества с официальными представителями компаний-производителей автоматизированных систем Государства Израиль. В ходе эмпирического исследования был подтвержден функционал автоматизированных систем, собраны показатели работы транспортных средств на пилотных маршрутах, указаны фактически полученные результаты тестирования. Были выявлены экономические эффекты как в части оптимизации технологических параметров работы предприятия, так и в части повышения экономической эффективности производственной деятельности. Наиболее важными считаются получаемые социальные эффекты: повышение точности соблюдения расписаний движения, сокращение риска возникновения ДТП. Выявленные эффекты определяют целесообразность внедрения систем в деятельность компаний, но с учетом необходимой адаптации к специфике управления общественным транспортом в РФ. Результаты исследования имеют практическую значимость для крупных пассажирских автотранспортных перевозчиков и регулирующих органов власти.Список источников:
1. Будрина Е.В. Экономика автомобильного транспорта: учебник и практикум. – М.: Издательство Юрайт, 2017 г. – 268 с.9. Mobileye // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mobileye.com/ (in Eng.).
Аннотация
В статье продемонстрирован проект и реализация алгоритма агрегации данных для будущей рекомендательной системы, ориентированной на поддержку решения по выбору персонализированной схемы питания. Отличительной особенностью классификатора, реализуемого в рамках системы, является тот факт, что на вход он принимает одновременно изображения и текстовые данные для выработки более точных и сбалансированных вариантов решений. Проведен обзор инструментов и подходов на различных этапах агрегации изображений и текстовых данных. Определены метрики оценивания предсказаний реализованной модели для классификации географических меток, а также анализа среднего сентимента отзывов пользователей. Предсказанные географические теги и выявленные тональности комментариев были добавлены в основной датафрейм в качестве дополнительных признаков.Список источников:
1. Data Collection and Pre-processing Techniques [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// developer.qualcomm.com/software/qualcomm-neu ral-processing-sdk/learning-resources/ai-ml-android-neural-processing/data-collection-pre-processing (in Eng.).Аннотация
В работе рассматривается вопрос моделирования цифрового двойника преподавателя в контексте задачи формирования индивидуальных учебных заданий для обучающихся. В рамках решения задач управления процессом формировании индивидуальных заданий предлагается подход, анализирующий закономерности в выборе преподавателем наиболее приоритетных тем и направлений для каждого обучающегося на основе имеющихся данных о его предыдущем опыте. Рассматриваются вопросы поиска закономерностей между цифровыми двойниками преподавателей для последующего предсказания выбора ими тем и разделов учебных материалов для индивидуальной работы обучающихся. В качестве основы создания дата сета для формирования цифровых двойников преподавателей используется методика декомпозиции заданий по тегам (обозначение типичных задач в рамках выполнения заданий обучающимися). В работе описана связь между цифровым следом обучающегося, цифровым следом и цифровым двойником преподавателя.Аннотация
В статье рассмотрены проблемы, возникающие при регистрации в РФ товарных знаков, сходных с именем, фамилией или псевдонимом известного в России лица. На практических примерах показано отсутствие единого подхода к самой возможности регистрации известных фамилий в качестве товарных знаков. Материалы статьи подготовлены в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, а все рассмотренные примеры являются достаточно известными в профессиональной среде спорными ситуациями. Авторами сформировано предложение о необходимости подготовки однозначной трактовки вопроса, связанного с тем, что фамилия, давно ставшая достоянием общественности и входящая в основу национальной культуры, может стать охраняемым элементом товарного знака. В противном случае правообладатель данного товарного знака получит монопольное право использования имени и фамилии известного в стране деятеля политики, культуры, науки и искусства.Аннотация
Авторами проанализирован существующий подход к борьбе с недобросовестными игроками интернет-торговли, чаще всего интернет-магазинами, основанный на подаче в суд исковых требований о защите исключительных прав на товарный знак, размещенный в сети «Интернет», к владельцам недобросовестных интернет-магазинов. В результате анализа судебной практики авторами выявлены определённые недостатки существующего подхода, основным из которых является обстоятельства, связанные с исчерпанием исключительных прав на товарный знак. На основе практической деятельности авторами предлагается новый подход к защите интеллектуальных прав производителей на основе оформления фотографий товаров как служебных фотографических произведений. Проведен анализ судебной практики по использованию разработанного подхода, в результате выявлен высокий процент успешного разрешения дел правообладателем, определены основные обстоятельства, подлежащие доказыванию по рассматриваемой категории дел, предложены рекомендации по совершенствованию документооборота по вопросам создания и использования служебных фотографических произведений. Следует отметить, что использование фотографических произведений как объектов интеллектуальной собственности, производителей оригинальных товаров позволяет вести успешную борьбу с недобросовестными интернет-магазинами, что особенно актуально в современных условиях электронной торговли.Список источников:
1. Сапрыкина А. E-commerce идет в гору // Новости цифровой трансформации, телекоммуникаций, вещания и ИТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/ 212828/2021-01-29/2021-w04/e-commerce-idet-goru