Архив номеров за 2021 год

Выпуск 1
Выпуск 2
Выпуск 3

Аннотация

Авторами статьи рассматриваются особенности функционирования рынка образовательных технологий. Проводится анализ привлекательности проектов на рынке цифровых образовательных решений с позиции их основных заказчиков и потребителей. Основной фокус статьи сделан на российской системе высшего образования, поскольку именно высшие учебные заведения сегодня становятся не только драйверами научной деятельности страны, но и центром формирования у обучающихся компетенций в сфере инновационного предпринимательства. Данный вектор развития российского высшего образования приводит к необходимости постоянного совершенствования деятельности организаций, вынужденных перестраивать свои бизнес-процессы и предлагать новые образовательные продукты с максимальной степенью практической ориентации. Только так высшие учебные заведения могут поддерживать свою конкурентоспособность как на национальном, так и на международном уровне. В статье даются оценки данной тенденции, а также приводится авторский подход к пониманию условий и принципов функционирования отечественного рынка EdTech, включающий в себя классификацию основных игроков рынка и определение самого сектора, занимающего уникальное положение на стыке науки и бизнеса.

Ключевые слова: инновационный университет, инновационный ландшафт, управление инновациями, высшее образование

Список источников:

1. The State of Higher Education: Challenges and Opportunities in 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pwc.com/us/en/ industries/health-industries/library/higher-education-perspectives.html (in Eng.).
2. 10 Charts to Explain the Global Education Technology Market [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.holoniq.com/edtech/10-charts-that-explain-the-global-education-technology-mar ket/ (in Eng.).
3. Корчагина И.В. Развитие «мягкой» компоненты инновационных экосистем опорных университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Том 24. № 1. С. 106–118. 
4. Усик Н.И. Проектный подход в управлении инновациями // Экономика. Право. Инновации. 2017. № 1 (3). С. 102–104.
5. Соловьев В.М. EdTech в России // Сборник «Информационные технологии в образовании». Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 338–341.
6. Чавкин З.В. Поиск бизнес-модели образовательным стартапом в сегменте взрослого обучения на российском рынке // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2020. Т. 11. № 1. С. 70–97.
7. Гопка А.С. Рецепт экономического чуда: какие университеты заложат основы для технологического рывка // Forbes [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.forbes.ru/biznes/395 161-recept-ekonomicheskogo-chuda-kakie-univer sitety-zalozhat-osnovy-dlya-tehnologicheskogo
8. Максимова Т.Г., Николаев А.С., Бямбацогт Д. Исследовательские университеты в структуре национальной инновационной экосистемы // Теория и практика общественного развития. 2018. № 8. С. 81–87.
9. Конанчук Д.С. EdTech: новая технологическая платформа в образовании // Университетское управление: практика и анализ.  2013. № 5 (87). С. 65–73. 
10. Токарев А.А. Инвестиционный потенциал EdTech рынка // Сборник «Альманах научных работ молодых учёных Университета ИТМО». Материалы XLIX научной и учебно-методической конференции. 2020. С. 340–344.
11. Virtič M.P., Dolenc K., and Šorgo A. 2021 Changes In Online Distance Learning Behaviour Of University Students During The Coronavirus Disease 2019 Outbreak, And Development Of The Model Of Forced Distance Online Learning Preferences // European Journal of Educational Research. No. 10 (1). pp. 393–411. (inEng.).
12. Пулявина Н.С., Загидуллин Д.Р. Методика симуляционного обучения как основа стартапа на рынке образовательных технологий (EdTech) // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 2. С. 477–488.

13. Bogdanova A.A., Zarembo V.E. EdTech Market in Russia: Trends and Development Scenarios // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2020. № 8. С. 38–46. (in Eng.).

Аннотация

Авторы исследовали результаты реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стимулирования развития и внедрения инноваций за период 2010–2019 гг. как в целом, так и в сфере здравоохранения. Установлено, что планомерное увеличение бюджетных расходов на научные исследования и разработки даже при условии развития инфраструктуры не позволяет достичь сопоставимого уровня инновационной и публикационной активности по сравнению с теми государствами, где основную массу расходов на научные исследования и разработки составляют средства бизнеса. Вызвано это низким уровнем релевантности проводимых НИР, незаинтересованностью бизнеса в освоении их результатов и введении в производство. Сформулирована рекомендация по модернизации системы разработки грантов посредством усиления государственно-частного партнёрства на этапе формулирования задач для грантов.


Ключевые слова: финансирование науки, инновации в здравоохранении, государственная инновационная политика, система грантов

Список источников:

1. Черных С.И. Национальная безопасность, стратегическое планирование и проблемы бюджетирования в сфере исследований и разработок / С.И. Черных, Л.Э. Миндели // Общество и экономика. 2019. № 10. C. 12.
2. Черных С.И. О программно–целевом финансировании исследований и разработок / С. И. Черных, Л.Э. Миндели // Общество и экономика. 2012. № 12. C. 21.
3. Черных С.И. Расходы на науку: мифы и реальность / С. И. Черных, Л. Э. Миндели // Общество и экономика. 2016. № 2. C. 12.
4. Черных С.И. Финансирование фундаментальных исследований в России: современные реалии и формирование прогнозных оценок / С. И. Черных, Л. Э. Миндели // Наука и технологии. 2016. № 3. С.111–122.
5. Корепанов Е.Н. К результативности научных исследований и разработок // Альтернативы коммерциализации и бюрократизации образования, науки, культуры. 2019. С. 320–328.
6. Корепанов Е.Н. Структурные изменения в сфере науки // Менеджмент и бизнес–администрирование. 2019. № 4. С. 132–141.
7. Корепанов Е.Н. Структурные сдвиги в науке и технологических инновациях // Вестник Института экономики РАН. 2014. № 5. С. 23–26.
8. Антохин Ю.Н. Инновационная деятельность в сфере производства товаров для нужд здравоохранения: тенденции, проблемы, перспективы // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 7. 7 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya–de yatelnost–v–sfere–proizvodstva–tovarov–dlya–nuzhd–zdravoohraneniya–tendentsii–problemy–perspektivy
9. Рожкова Е.В. Инновации в сфере медицинских услуг: характеристика, тенденции, приоритеты // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. № 2. – C. 4.
10. Веселовский М.Я. Проблемы коммерциализации инноваций в медицинской промышленности // Вестник АГТУ: серия Экономика. 2019. № 2. С. 50–57.
11. Роднянский Д.В. Государственно–частное партнерство в сфере здравоохранения: региональный анализ // Международный журнал «Integral». 2019. № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno–chastnoe–partnerstvo–v–sfere–zdravoohraneniya–regionalnyy–analiz
12. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 6. – Под ред. Л.М. Гохберга. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 23 с.
13. Лебедев К.Н. Об эффективности финансовых и нефинансовых мер решения проблем НИОКР в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ob–effektivnosti–finansovyh–i–nefinansovyh–mer–resheniya–problem–niokr–v–rossii

14. Национальный доклад об инновациях в России. – М.: Минэкономразвития, Открытое правительство, РВК, 2016. – 39 c.

Аннотация

Целью данного обзора литературы является исследование научных публикаций и других источников, касающихся изучения детерминант уровня обменного курса российского рубля. Для анализа было изучено 35 статей, из которых были отобраны двадцать две, общий объем составил 414 страниц. В данной работе были проанализированы актуальные эмпирические статьи с целью выявления факторов, определяющих колебания курса российского рубля. Был проведен анализ различных моделей, ряд которых наиболее эффективен для анализа: от базовой линейной регрессии до структурной векторной авторегрессии, через обычные наименьшие квадраты или модели коррекции векторных ошибок. В работе были изучены проблемы: какие комбинации переменных используются для изучения факторов, влияющих на российскую валюту; важно ли учитывать цены на нефть, процентную ставку и индекс потребительских цен; целесообразно ли рассматривать их все вместе в одной модели;получены ли сходные результаты в других исследованиях; необходимо ли добавлять такие переменные, как ВВП, цена на золото, цена на газ, агрегат М2 или санкции. В данной работе проведено сравнение данных каждой модели и сделана попытка выяснить, существует ли один наилучший способ изучения детерминант курса российской валюты.

Ключевые слова: российский рубль, модель линейной регрессии, VAR-модель, VEC-модель

Список источников:

1.SamotesovA., Strelkovskaya A., Kazachkova D.The History of the Ruble Origin. ББК 72 П78. 2018. p. 44.
2. Foo C.-T. Currency at War: A Longer View Springer. Available at: https://link.springer.com/ chapter/10.1007/978-981-13-2841-1_1
3. Kataranova M. The Relationship Between the Exchange Rate and Inflation in Russia. Problems of Economic Transition. 2010. No. 3 (53). pp. 45–68.
4. Urbanovsky T. Factors Behind the Russian Ruble Depreciation. Procedia Economics and Finance. 2015. No. 26. pp. 242–248.
5.BlokhinaT., Karpenko O., Guirinskiy A. The Relationship Between Oil Prices and Exchange Rate in Russia. International Journal of Energy Economics and Policy. 2016. No. 4 (6). pp. 721–726.
6. Benedictow A., Fjærtoft D., Løfsnæs O. Oil Dependency of the Russian Economy: An Econometric Analysis. Economic Modelling. 2013. No. 32. pp. 400–428.
7. Esanov A., Merkl C., Souza L.V. Monetary Policy Rules for Russia. Journal of Comparative Economics. 2005. No. 3 (33). pp. 484–499.
8. Bykau A., Ghodsi A., Nezhadhossein H. Impact of Oil Prices on Russian Ruble on Condition of Floating Exchange Rate Regime. The 5-th International Virtual Scientific Conference on Informatics and Management Sciences. March, 21–25. 2016. pp. 1–3.
9. Tyll L., Pernica K., Arltová M. The Impact of Economic Sanctions on Russian Economy and the RUB/USD Exchange Rate. Journal of International Studies. 2018. No. 1 (11).
10.Tuzova Y., Qayum F. Global Oil Glut and Sanctions: The Impact on Putin’s Russia. Energy Policy. 2016. (90). pp. 140–151.
11. Mironov V., Petronevich A. Discovering the Signs of Dutch Disease in Russia.Resources Policy. 2015. No. (46). pp. 97–112.
12. Granville B., Mallick S. Does Inflation or Currency Depreciation Drive Monetary Policy in Russia? Research in International Business and Finance. 2006. No. 2 (20). pp. 163–179.
13. Yu Y., Wu M. The Impact of Russia’s Oil-Dominated Energy Economic Changes on the Exchange Rate of Russian Ruble–Chinese RenminbiEuropean Scientific Journal. 2017.
14. Dreger C., Kholodilin K., Ulbricht D. and others. Between the Hammer and the Anvil: The Impact of Economic Sanctions and Oil Prices on Russia’s Ruble. Journal of Comparative Economics. 2016. No. 2 (44). pp. 295–308.
15. Izatov A. The Role of Oil Prices, Real Effective Exchange Rate and Inflation in Economic Activity of Russia: An Empirical Investigation. Available at: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/70735/
16. Rautava J. The Role of Oil Prices and the Real Exchange Rate in Russia’s Economy – a Cointegration Approach. Journal of Comparative Economics. 2004. No. 2 (32). pp. 315–327.
17. Beck R., Kamps A., Mileva E. Long-term Growth Prospects for the Russian Economy. ECB Occasional Paper. 2007. No. 58.
18. Ito K. Economic Analysis Working Papers. The impact of oil price volatility on macroeconomic activity in Russia. Available at: https://www.researchgate.net/publication/46542010_The_Impact_of_Oil_Price_Volatility_on_Macroeconomic_Activity_in_Russia
19. AntonK. Exchange Rate Modeling: The Case of Ruble. Review of Business and Economics Studies. 2015. No. 3.
20. Calvo G.A., Leiderman L., Reinhart C.M. Capital Inflows and Real Exchange Rate Appreciation in Latin America: the Role of External Factors. Staff Papers. 1993. No. 1 (40). pp. 108–151.
21. Ndou E., Gumata N., Ncube M. Capital Flow Episodes and Real Economic Costs of Flow Episodes Springer. Available at: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-62280-4_17


Проблемы развития делового климата в депрессивном регионе
Земскова А.К., Хэлльстром Д.А., Янова Е.А., Кудинов И.А.

Аннотация

Новгородский регион имеет исключительно благоприятное географическое положение, однако в период общего спада экономики страны расположенные в регионе предприятия оказались неконкурентоспособными, резко сократив выпуск своей продукции. В современных условиях самым многочисленным сектором экономики являются представители малого и среднего бизнеса, на который нацелены программы поддержки и стимулирования развития Банка России. Новгородский регион создает муниципальную программу развития данного сектора экономики, где определена совокупность различных мероприятий, конечной целью которых является предоставление абсолютного доступа к финансовым и другим ресурсам. Помимо данных мероприятий проводится обучающая деятельность, заключенная в предоставлении информационных семинаров в различной форме. В статье представлен анализ ряда проблем в развитии предпринимательства в Новгородской области, конкретизированы теоретические аспекты в изменении делового климата. Выделены обоснования необходимости государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. В исследовании обозначены две основные проблемы предпринимательской активности: социально-экономическое развитие Новгородского региона и развитие предприятий малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: денежное обращение, деловой климат, предприятия малого и среднего бизнеса (ПМСБ), валовый региональный продукт (ВРП), внутренний валовый продукт (ВВП), социально-экономическое развитие

Список источников:

1. Скурaтoва A.В. Зарубежный опыт проведения денежно-кредитной политики центральными банками и возможности его применения в России // Банковские услуги. 2015. № 2. С. 10–14.
2. Официальный сайт Администрации Bеликого Hовгорода [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.adm.nov.ru/
3. Алeксeев Н.С. Стратегия бизнеса в условиях кризиса // Менеджмент сегодня. 2019. № 1. С. 24–29.
4. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Новгородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minpromtorg.novreg.ru/
5. Официальный сайт Правительства Новгородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.novreg.ru/
6. Хaрин А.Г. Анализ социального капитала как среды предпринимательской деятельности // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. № 9 (492). С. 1700–1716.

7. Mаnkiw N. Gregory. Macroeconomics. Ninth edition. New York, NY: Worth. 2016. (in Eng.).

Межотраслевой бенчмаркинг образовательных проектов
Соловьева Д.В., Воробьева А.А., Башурова А.В., Юша А.Э.

Аннотация

Актуальным трендом в настоящее время становится применение educational-маркетинга: компании в различных отраслях используют образовательные инструменты для формирования интереса к бренду и повышения лояльности посредством придания бренду статуса эксперта. Статья посвящена исследованию интеграции educational-маркетинга в различные бизнес- и социально-культурные проекты. Ценность данной работы авторы видят в разработке метода, который поможет абстрагироваться от отраслевой привязки в выборе и применении образовательных инструментов и форматов при решении маркетинговых задач. В процессе исследования было обращено внимание не только на цели использования образовательного маркетинга, но и на готовность компаний его использовать. В рамках исследования был проведен анализ мировых и локальных трендов социума, бизнеса и сферы образования; изучены современные технологии educational-маркетинга. Проведен бенчмаркинг более 40 проектов, в которых так или иначе используется образовательный маркетинг. Методология исследования также включает серию глубинных интервью и анкетирование потребителей. В ходе исследования было обращено внимание на цели применения образовательного маркетинга, готовность компаний его использовать, потенциал внедрения инновационных форматов и инструментов educational-маркетинга в деятельность компаний. При анализе потребителей внимание было сфокусировано на целях потребления образовательного контента, ценностях и стиле жизни в контексте образования. В результате исследования сформирована авторская классификация проектов с точки зрения применения инструментов образовательного маркетинга. Итогом исследования стал метод применения educational-маркетинга. При формулировании метода было принято решение опираться на два критерия: ситуация потребления обучающего контента потребителем – стрессовая или life-longlearning; тип компании по использованию инновационных форматов и инструментов educational-маркетинга: консерваторы, приверженцы баланса, инноваторы. Данный метод поможет компаниям любой отрасли использовать различные форматы и инструменты educational-маркетинга для выстраивания отношений с потребителями и формирования лояльности к бренду.

Ключевые слова: обучающий маркетинг, educational-маркетинг, обучение, бенчмаркинг, образовательные проекты

Список источников:

1. Исследование российского рынка онлайн-образования от Нетологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://drive.google. com/file/d/1uJrSvY2IQRxB3GtG9J-Uk5NwpEIGnwqp/view
2. Боцман К.О., Шатилова А.В. Потребительская лояльность: сущность и важность для компании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nauteh-journal.ru/ files/e157f5b9-26b7-44f5-9335-9d7723b 85c3b
3. Ангелова О.Ю., Дмитриева Е.М. Educational-маркетинг как элемент маркетинга инноваций // Концепт. 2016. С. 2031–2035 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/ 96326.htm
4. Феррацци К. Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга / Пер. с англ. С. Борич, А. Авдеевой. – 16-е изд., дополненное и доработанное. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.– 432 с.

5. Вейдаш К., Быков В. Сначала знания: как работает обучающий маркетинг // РБК. 2020. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pro.rbc.ru/news/5fc0e97e9a79473f09b76632

Аннотация

Статья посвящена исследованию системных связей и закономерностей развитияв РФ передовых производственных технологий с 2010 по 2018 годы на основе ретроспективной информации, а также подходам к ее анализу. Выполнен обзор актуальных публикаций по исследуемой тематике, по результатам которого сделан вывод о том, что многие проблемы разработки и внедрения инновационных технологий имеют системный характер и остаются нерешенными. Исследованы модели динамики отдельных показателей инноваций, а именно: числа разработанных и используемых передовых производственных технологий (ППТ). Отмечены положительное сокращение в рассматриваемом периоде разрыва между используемыми и разработанными ППТ, а также более высокие темпы роста последних. Представлены результаты моделирования динамики частотных распределений, медианных и модальных значений показателей. Выявлена схожесть ситуаций в большинстве регионов страны, за исключением отдельных субъектов (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Нижегородская обл.), где наблюдаются более благоприятные условия. Показана разница в закономерностях роста медианных и модальных значений, причем для обоих доминирует показатель количества использованных технологий. Обнаружено увеличение асимметричности частотных распределений числа ППТ в разрезе регионов РФ. Методом многократного рейтингования выявлены субъекты, ситуация в которых более благоприятна по количеству разработанных и использованных ППТ, но регионов, одновременно лидирующих по обоим показателям, не выделено.

Ключевые слова: инновации, многократное рейтингование, моделирование, передовые производственные технологии, ретроспективная информация, системные связи и закономерности, субъекты РФ, управление

Список источников:

1. Бездудная А.Г., Фраймович Д.Ю., Гундорова М.А. Оценка распространения передовых производственных технологий и уровня производительности труда в регионах РФ // Cборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Управление инновационными и инвестиционными процессами формирования и развития промышленных предприятий в условиях цифровой экономики», 2018. С. 24–30.
2. Кудряков Е.А., Борисова И.В. Динамика использования передовых производственных технологий в инновационной экономике Российской
Федерации // Вопросы студенческой науки. 2019. № 5. С. 114–117.
3. Родионова Е.В., Порядина О.В. Разработка и использование передовых производственных технологий в регионах Российской Федерации //
Электронный научный журнал «Вектор экономики». 2019. № 8. С. 31.
4. Соитова М.Х., Вовк М.В. Инновационное развитие России на современном этапе. Проблемы и перспективы развития // Cборник статей Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки и образования». 2019. С. 20–22.
5. Моисеева Д.В. Передовые производственныe технологии, разработанные в России: анализ динамики // Cборник статей Всероссийской научно-практической конференции «ВНПК Актуальные вопросы развития инновационной экономики», 2019. С. 191–196.
6. Карпов Р.В., Кизелевич М.А., Гисматуллина Э.Д. Проблемы внедрения инновационных технологий в производство // Сборник статей Всероссийской научно-технической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы создания материалов и аспекты технологий текстильной  и  легкой промышленности». 2019. С. 467–470.
7. Суедов Е.П., Попова А.А. Метод определения вектора развития технологического прогресса и предсказания появления инновационных
продуктов на основе мониторинга количества научных публикаций и патентов на примере появления технологии FACE ID как результат развития глубинных камер // Цифровая культура. 2020. № 5. С. 92–101.
8. Шаныгин С.И. Управление организацией проектного типа: стратегия и тактика. Монография. 2-е изд., перераб. – СПб: Изд-во «Наука». – 2015.
9. Ya-Ning Li, Yi Yang, Xing Zhao. Evaluating Financial Support Efficiency for Innovation A Comparative Study of the Coastal and Non-Coastal Regions of China // Journal of Coastal Research. 2019. No. 94. pp. 971–975. (in Eng.).
10. Ezzeddine S., Hammami M. S. RETRACTED: Nonlinear Effects of Intellectual Property Rights on Technological Innovation // Journal of Economic
Integration. June 2018. Vol. 33. No. 2. pp. 1337–1362. (inEng.).
11. Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Москва. 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/docs_6/ruk.oslo.pdf

12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru

Аннотация

Среднее предпринимательство во многих странах играет стабилизирующую роль в экономике. Статья посвящена вопросам оценивания ситуации со средним предпринимательством в России в период с 2010 г. по 2019 г. Цель исследования – анализ развития среднего предпринимательства в России, в том числе по федеральным округам. Выполнен анализ опубликованных результатов исследования по данной тематике в экономическом и инструментальном разрезах. Рассмотрена динамика количества средних предприятий в России. Выделены «успешные» округа, сделаны количественные оценки. Выявлена тенденция уменьшения численности занятых на таких предприятиях. Проанализирована динамика оборота средних предприятий и сопоставлена с численностью работающих. Сделан вывод, что в отдельные годы между этими показателями существовала зависимость, но в целом за период – нет. Рассмотрено изменение производительности труда, установлено наличие положительной динамики по России в целом и по округам. Выполнен структурный анализ инвестированных средств в основной капитал в разрезе федеральных округов и в разрезе видов основных фондов. Выявлена их естественная структура, выделены наиболее и наименее благоприятные в этом плане годы. Сделан общий вывод, что целесообразным и востребованным является развитие в стране этой формы хозяйствования, в частности, в рамках реализуемых Национальных проектов.

Ключевые слова: количество предприятий, численность персонала, оборот предприятий, производительность труда, инвестиции в основные фонды, динамика показателей, федеральный округ

Список источников:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. 2018. № 97.
2. Всемирный банк: Doing business // World Bank Group [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russian.doingbusiness.org
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru
4. Агабекян Р.Л. Малый бизнес и занятость населения: позитивные и негативные тенденции // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 1А. С. 35–44.
5. Бесценный Д.С. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 4. С. 56–58.
6. Ловкова Е.С., Абрамова Ю.В. Рейтинг регионов по уровню развития малого предпринимательства // Бюллетень науки и практики. 2019. № 5. C. 314–323.
7. Максимова Т.Г., Кулакова А.О., Скорых С.В. Использование метода анализа иерархий для обоснования выбора сценария развития проекта // Экономика. Право. Инновации. 2019. № 2. С. 42–48.
8. Скорых С.В. Использование ключевых показателей эффективности при обеспечении экономической безопасности предприятия // Экономика. Право. Инновации. 2019. № 4. С. 27–30.
9. Зенкин И.Н. Диспропорции в распределении инвестиций по видам основных фондов, отраслям и регионам страны // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-1(62). С. 318–320.
10. Шкодинский С.В., Рыкова И.Н., Назаров А.Г. Развитие промышленных предприятий: инвестиции в основной капитал и региональная асимметрия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика». 2020. № 2. С. 116–130.
11. Суспицина Г.Г. Анализ инвестиций в основной капитал предприятий реального сектора отечественной экономики // Научное обозрение. Серия «Экономика и право». 2011. № 1. С. 64–71.
12. Pirogova O., Plotnikov V. The Multi-level Model of the Service Enterprises Human Capital Value // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. V. 1116. AISC. pp. 738–747. (in Eng.).
13. Sokolov B., Verzilin D., Maximova T., Sokolova I. Dynamic models of self-organization through mass behavior in society // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. V. 679. pp. 114–123. (in Eng.).
14. Haase H., Franco M. The role of reputation in the business cooperation process: multiple case studies in small and medium-sized enterprises // Journal of Strategy and Management. 2021. V. 14. No. 1. pp. 82–-95. (in Eng.).
15. Ocloo C.E., Hu X.H., Akaba S., Shi J.G., Worwui-Brown D.K. The Determinant Factors of Business to Business (B2B) E-Commerce Adoption in Small- and Medium-Sized Manufacturing Enterprises // Journal of Global Information Technology Management. 2020. V. 23. No. 3. pp. 191–216. (in Eng.).

Аннотация

При быстро меняющейся конкурентной среде для компаний, работающих на рынке высокотехнологичных процессов, важным аспектом является выбор правильной стратегии для дальнейшего технологического развития и приоритетных сегментов рынка. Развитие инновационной деятельности в области таких процессов, в том числе и в сфере аддитивного производства на мировом рынке, невозможно без обмена информацией и сотрудничества между разными странами. В ближайшее время ожидается резкое увеличение объема рынка. Большинство компаний на этом рынке имеют ограниченные ресурсы, что требует получения высокой нормы прибыли на свои инвестиции и соответствующей им защиты. Непринятие этих мер может создать серьезную угрозу для успеха организации. Для выхода на следующий этап необходимо правильно оценить текущий уровень и условия, способствующие накоплению знаний и научной информации. Такая оценка может быть сделана на основе собранных данных. Вариантом таких данных могут выступать статистические показатели, качественно и количественно характеризующие аддитивное производство. В статье приведен анализ современных трендов и статистических показателей, характеризующих международное сотрудничество в области инновационных процессов, в том числе и аддитивных технологий. Перечислены основные каналы для трансфера аддитивных технологий, указаны структурные объединения, отвечающие за развитие и распространение знаний в этой области в различных странах. Проанализирована динамика изменения объема государственных бюджетных ассигнований на научно-конструкторские работы на одного ученого для лидирующих европейских стран, а также продемонстрирована зависимость увеличения публикационной активности авторов от изменения соотношения числа исследователей на миллион человек населения для разных стран. Определены страны-лидеры по получению дохода от торговли оборудованием и технологиями в области аддитивного производства. Выявлена страна, имеющая наибольшее число патентов области аддитивных технологий.


Ключевые слова: аддитивные технологии, трансфер технологий, статистические показатели, международное сотрудничество

Список источников:
  1. Лихачев В.А. Международный трансфер технологий: основные тенденции и позиции России// Российский внешнеэкономический вестник. Мировая Экономика. 2017. №10. С. 29–43.
  2. Кривошеев С.В. Основные проблемы применения трансфера технологий в России в условиях экономического кризиса // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. – СПб.: Свое издательство, 2016. – С. 112–114.
  3. Mazurkiewicz A. Technology Transfer Barriers in Strategic Research Programmes // Advances in Economics, Business and Management Research. 2019. Vol. 106. pp. 317–320. (in Eng.).
  4. Wohlers Associates. Wohlers reports 2020: 3D Printing and Additive Manufacturing Global State of the Industry. Colorado: Wohlers Associates. 2020. 380 p. (in Eng.).
  5. Волостнов А. Frost&Sullivan: технологии аддитивного производства – рынок, тенденции и перспективы до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://3dtoday.ru/blogs/news3 dtoday/frost-sullivan-additive-manufacturing-technologies-market-trends-and-p/
  6. Беляков К. Трансфер технологий в цифровой экономике. – М.: Национальная ассоциация трансфера технологий. 2020. – 230 с.
  7. Каминская В.В. Измерение деятельности по трансферу технологий: показатели, используемые в Европе // Сборник научных работ студентов Республики Беларусь «НИРС 2012». – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – С. 395–399.
  8. Raise 3D Russia. Развитие 3D печати: от революции к эволюции [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vc.ru/flood/43403-razvitie-3d-pechati-ot-revolyucii-k-evolyucii
  9. Organization for economic co-operation and development. Информационный веб-сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=MSTI_PUB# (in Eng.).
  10. Гохберг Л.М. Наука. Технологии. Инновации:2020// Краткий статистический сборник. –М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 88с.
  11. Информационный web сайт viafuture.ru. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://viafuture.ru/sozdanie-startapa/transfer-tehnol ogij
  12. Власова В.В. Российская наука в цифрах. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 46 с.
  13. Рейтинг стран по количеству патентов // Информационный web сайт Nonews.co [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nonews.co/ directory/lists/countries/number-patents (in Eng.).

Аннотация

В статье был проведен патентный анализ и рассмотрены перспективы развития системы автоматической шнуровки. Исследованы аналоги и прототипы, предшествующие современному виду технологии автошнуровки. В процессе анализа рынка были рассмотрены модели обуви с данной системой, выпущенные на текущий момент, выделены лидирующие компании и компании-пионеры, ставшие первыми в производстве экипировки с интегрированной системой автоматической шнуровки. Также в ходе исследования был проведен анализ патентных и непатентных источников. При изучении патентов были рассмотрены текущие действующие документы, принадлежащие ведущим компаниям, также проведен обзор и сравнительный анализ с патентами, на основе которых возникло изобретение автошнуровки. Были изучены патентные семейства некоторых компаний, а также выделены основные направления для публикаций патентов. В результате исследования были обобщены данные и сделаны возможные прогнозы дальнейшего развития инновации. Было предложено несколько векторов развития для компаний, которые обладают достаточным потенциалом на текущем рынке спортивной экипировки. Более того, в силу высокого развития современного института интеллектуальной собственности в большинстве стран мира, в том числе в странах, где ведутся основные разработки по данной инновации, было предложено использовать автоматическую шнуровку в таких сферах как космическая и военная экипировка. По мнению авторов, данное изобретение могло бы получить достаточно широкий отклик в подобных сферах в связи с высоким интересом государств и большим финансовым и инвестиционным потенциалом в этих отраслях.


Ключевые слова: система автоматической шнуровки, автошнуровка, спортивная экипировка, инновации

Список источников:

1. Reebok Pump. Reebok // SoleCollector [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://solecollector.com/sd/00392/reebok/reebok-pump (inEng.).
2. Puma. History // About Puma [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://about.puma.com/ en/this-is-puma/history (in Eng.).
3. The 2015 Nike Mag // Nike [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.nike.com/ news/nike-mag-2015 (in Eng.).
4. Daniel Pearson. Here's Your Best Look yet at Puma's Auto-lacing Autodisc Sneaker // Highsnobiety [Электронный ресурс]. –  Режим доступа:  https://www.highsnobiety.com/p/puma-autodisc-autolacing-sneaker/ (in Eng.).
5. Nike представила самошнурующиеся кроссовки // BBC [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news/2016/03/1603 17_nike_sneakers
6. Nike Hyper Adapt 1.0 // Sneakernews.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sneakernews.com/tag/nike-hyperadapt-1-0 (inEng.).
7. A Huarache for the Future // News.nike.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.nike.com/news/nike-adapt-huarache-official-images-and-release-date (in Eng.).
8. Кравец Л.Г. Зарубежный опыт построения патентных ландшафтов // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. Специальный выпуск. 2016. С. 96.
9. Новым умным кроссовкам «Nike» можно отдавать голосовые команды // Вести.ру [Электронный ресурс]. ­– Режим доступа:  https://hitech.vesti. ru/article/1226976/
10. Ена О.В. Корпоративная патентная аналитика. Отраслевые применения // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2020. № S. С. 69–73.
11. Журавлев Д.А. Построение патентных ландшафтов как инструмент принятия управленческих решений в сфере научных исследований и разработок  // Человек и образование.  2018. № 5. С. 182–188.
12.  Pargaonkar Y.R. Leveraging Patent Landscape Analysis and IP Competitive Intelligence for Competitive Advantage // World Pat.Inf. 45 (2016) pp. 10-20 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.wpi.2016.03.004 (in Eng.).
13. Nike Adapt BB – распаковка умных кроссовок // Youtube.com[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ICs 6Q5lir-c
14. Патент TW521593U «Shoes capable of being tightened electrically» // Espacenet.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://worldwide. espacenet.com/patent/search/family/027657853/pub lication/TW521593U?q=TW91201782U (in Eng.).
15. Патент US8522456B2 «Automatic lacing system» // Espacenet.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://worldwide.espacenet.com/ patent/search/family/041255392/publication/US8522 456B2?q=US8522456B2 (in Eng.).
16. Европейское Патентное Ведомство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. epo.org/index.html (inEng.).
17. Патентная база ЕПВ [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://worldwide.espacenet.com/ patent/search/family/041255392/publication/US200 9272007A1?q=ap%3DUS11402208A (in Eng.).
18. Патент US2019246747A1 «Article of footwear having an automatic lacing system» // Espacenet.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/067540983/publication/US2019246747A1?q=US2019246747A1 (in Eng.).

19. Puma представила самозашнуровывающиеся кроссовки // Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg. ru/2019/02/01/puma-predstavila-samozashnurovyvai ushchiesia-krossovki.html

Аннотация

В работе обоснована необходимость формирования правовых основ биометрических методов аутентификации. Развитие современного общества связано с защитой информации и информационной безопасностью. Биометрические методы аутентификации представляют интерес как инновационная технология, использование которой должно иметь соответствующую правовую основу. Реализация необходимого программного обеспечения должно регулироваться отдельными положениями законодательства об авторских правах. Использование биометрических параметров человека должно также подчиняться законодательным актам. Обосновано разграничение в правовом аспекте двух понятий аутентификация и идентификация. Это связано с тем, что затрагивается возможность доступа как к персональным данным личности, так и к их финансовым активам, поскольку основная сфера использования биометрических параметров – получение государственных и банковских услуг. Рассмотрены нормативно-правовые акты, которые определяют возможность использования биометрических методов аутентификации. В работе сделаны практические выводы о необходимости выделения в российском законодательстве самостоятельной правовой категории биометрические персональные данные. Закрепить, что информация о субъекте персональных данных будет отнесена к биометрическим параметрам идентификации в случае её использования с целью установления личности.  


Ключевые слова: биометрические методы аутентификации, идентификация человека, законодательные акты, государственные и финансовые услуги, персональные данные, законодательство об авторских правах, биометрические персональные данные

Список источников:

1.   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (редакция от 8 декабря 2020 г.): [принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.] // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/
2.   О юридической охране баз данных (96/9СЕЕ): Директива Европейского Парламента и Совета от 11.03.1996 //  Сборник  Европейских   директив и регламентаций  по интеллектуальной собственности (авторское право и смежные права). 1997. С. 79.
3.   О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ (последняя редакция): [принят Государственной Думой 3 июля 1998 г.] // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW _19562/
4.   О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31 декабря 2017 № 482-ФЗ(последняя редакция): [принят Государственной Думой 20 декабря 2017 г.] // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286744/
5. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006№152-ФЗ(последняя редакция): [принят Государственной Думой 8 июля 2006 г.] // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61801/
6.   Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2018 № 307-КГ18-101 по делу № А42-342/2017 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. consultant.ru/

7.    Аверченков В.И. Защита персональных данных в организации: Монография / В.И. Аверченков, М.Ю. Рытов, Т.Р. Гайнулин. – 3-е изд. стереотип. – М.: Флинта, 2016. – 124 с.

Аннотация

В статье рассмотрена современная тенденция цифровизации национальной валюты. Показано, что непрерывно развивающиеся технологии влияют на финансовую сферу, что мотивирует экономически развитые страны внедрять новую форму денег. Изучены теоретические аспекты понятия «цифровая валюта», обозначены основные различия цифровой валюты и криптовалюты. Проанализирована концепция цифровой национальной валюты Китайской Народной Республики (далее – КНР) – цифровой юань и выявлены результаты проводимой диджитализации, которая в будущем при успешной реализации проекта цифрового юаня приведет к отказу от наличных денежных средств. Подробно исследованы намерения Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) по введению цифрового рубля в обращение, которые представлены в Докладе для общественных консультаций «Цифровой рубль». Изучены теоретические аспекты понятия «цифровой рубль», обозначены основные различия между существующими формами денежных средств в российской экономике: наличные денежные средства, безналичные денежные средства и цифровые денежные средства. На основе проведенного исследования доклада, представленного ЦБ РФ, были обозначены потенциальные варианты технической реализации цифровой валюты в рамках существующей денежной системы, а также представлена их характеристика. Дана оценка предполагаемому результату реализации концепции цифрового рубля: определены потенциальные преимущества и риски цифрового рубля и проведен их комплексный анализ. Сделан вывод о том, что процесс цифровизации национальных валют является актуальным для мирового сообщества, выступая показателем высокого уровня развития экономики страны. Результатом анализа проекта цифрового рубля, представленного в докладе ЦБ РФ, является вывод о неоднозначности его реализации при текущем уровне экономического развития нашей страны.

Ключевые слова: деньги, платежное средство, цифровая валюта, криптовалюта, Центральный банк, цифровой юань, цифровой рубль, платежная инфраструктура

Список источников:

1. Ситник А.А. Цифровые валюты Центральных банков // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2020.  № 9. С. 180–184 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-valyuty-tsentralnyh-bankov/viewer
2. Андрюшин С.А. Цифровая валюта Центрального банка как третья форма денег государства // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. Т. 15. № 1. С. 54–76 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovaya-valyuta-tsentralnogo-banka-kak-tretya-forma-deneg-gosudarstva/viewer
3. Рубль превращается в цифру // Газета «Коммерсантъ». 2020. № 221 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/ 4593801
4. Доклад для общественных консультаций «Цифровой рубль» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/112957/Consultation_Paper_201013.pdf
5. FrankRG. Аналитическое агентство // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://frankrg.com/35232
6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_358753
7. DBS Bank Report «Digital Currencies: Public and Private, Present and Future». 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dbs.com/aics/templatedata/article/generic/data/en/GR/082020 /200817_insights_digital_currency.xml# (in Eng.).

8. Bordo M., Levin A. Central Bank Digital Currency and the Future of Monetary Policy // NBER Working Paper. 2017. № 23711 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/ 10.3386/w23711 (in Eng.).

Аннотация

Одним из важных фактов, характеризующих общеэкономическую ситуацию стран, является инвестиционный климат. Экономический подъем во многом зависит от эффективности инвестирования. Благоприятный инвестиционный климат – важнейшее условие привлечения инвестиционных потоков и последующего экономического роста в стране. Важными критериями принятия решений в сфере инвестиционной деятельности являются оценка инвестиционного климата на макроуровне, а также оценка инвестиционной привлекательности объекта инвестирования. В данной статье проанализировано современное состояние инвестиционной сферы и инвестиционного климата в Российской Федерации. Исследование содержит оценку динамики количества проектов прямых иностранных инвестиций в стране в период с 2015 по 2019 годы, основных стран-доноров инвестиций для России по состоянию на 2019 год, самых привлекательных отраслей и секторов Российской Федерации за 2010–2019 годы. В статье рассмотрены основные регионы-реципиенты зарубежных инвестиций. Также исследование содержит анализ реализации инвестиционных проектов в Российской Федерации по состоянию на 2019 год.
 При исследовании инвестиционного климата Российской Федерации учитывалась пандемия коронавирусной инфекции, поскольку данный кризис не мог не отразиться на объеме инвестиций и реализации инвестиционных проектов. В связи с указанным фактором, данные за 2020 год рассматриваются обособлено: влияние коронавируса на реализацию инвестиционных проектов, факторы коронакризиса, влияющие на инвестиционные потоки, и прогнозное состояние инвестиционного рынка на конец 2021 года. Далее в статье представлены мегатренды, которые усилились вследствие пандемии и влияют на инвестиционный климат стран: начало четвертой промышленной революции, протекционизм, популизм и стремление к устойчивому развитию.

Ключевые слова: инвестиционный климат, оценка инвестиционного климата, инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционная деятельность, инвестиционный потенциал, инвестиционный проект, прямые иностранные инвестиции (ПИИ)

Список источников:

1. Кудашкин И. В. Инвестиционный климат России: проблемы и возможные пути их решения // Электронный научный журнал «Вектор экономики». 2019. № 7 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vectoreconomy.ru/
2. Исследование EY по инвестиционной привлекательности стран Европы. 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/news/2020/ 07/european-attractiveness-survey-russia-2019-rus. pdf
3. Лысенко Ю.С., Коноплева Ю.А. Инвестиционный климат России: анализ оценок международных экспертных организации и рейтинговых агентств на современном этапе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 1 (76). C. 121–126.
4. 2020 Investment Climate Statements: Russia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.state.gov/reports/2020-investment-climate-statements/russia/ (in Eng.)
5. Golovchanskaya M.A, Rabotkina S.V., Bolotova V.V., Mezentseva J.R. Current Trends In The Investment Climate Improvement In The Russian Federation // Trends and Innovations in Economic Studies. Scienceon Baikal Session. 2020. (in Eng.).
6. Рамазанова Л.М., Нагдиева М.Г. Инвестиционный климат в РФ и факторы, его определяющие // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2018. C. 39–43.
7. Динамика развития инвестиционных проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://investprojects.info/regions/chart
8. UnctadStat: United Nations Conference on Trade and Development [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctadstat.unctad.org/EN/ (in Eng.).
9. Банк России // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/
10. Федеральная антимонопольная служба // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fas.gov.ru/
11. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minvr.gov.ru

Аннотация

Работа направлена на выявление индикаторов влияния пандемии Covid-19 на сферу физической культуры и спорта в разнородных массивах статистических показателей. Использованы данные государственной статистики и данные интернет-статистики, отражающие тематическую онлайн активность населения и различные аспекты состояния организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта. Показано, что несмотря на значительное сокращение денежных поступлений от предоставляемых услуг в этой сфере, профильные организации преодолевают последствия пандемии. Новые формы самостоятельных и онлайн занятий физической культурой и спортом, получившие распространение во время жестких карантинных ограничений, сохраняют популярность у населения. Представлены количественные доказательства этого положения: значения статистических показателей потребления населением услуг физической культуры и спорта, демографии организаций, осуществляющих деятельность в области спорта, к осени 2020 года начали возвращаться к докризисным величинам. Индикаторами востребованности услуг физической культуры и спорта в онлайн форматах являются показатели посещаемости тематических сайтов и публичных страниц в социальных сетях, а также количества тематических поисковых запросов. Установлено, что такой показатель, как количество посещений сайта онлайн тренировок, продолжает возрастать даже после снятия карантинных ограничений.

Одним из направлений научных исследования в данной области может быть разработка методов сбора, агрегации и интеллектуального анализа данных, позволяющих оценить степень адаптации организаций физической культуры и спорта к условиям ограничительных мер за счет использования возможностей цифровой экономике.


Ключевые слова: пандемия Covid-19, услуги физической культуры и массового спорта, онлайн активность населения


Список источников:

1. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. 2020. № 4. doi: 10.18334/eo.10.4.111375.
2. Gössling S., Scott D., Hall C.M. Pandemics, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19 // Journal of Sustainable Tourism. April, 2020. (in Eng.). doi:10.1080/09669582.2020.1758708
3. Zhang, D., Hu, M., Ji, Financial markets under the global pandemic of COVID-19 // Finance Research Letters. April, 2020. (in Eng.). doi:10.1016/j.frl. 2020.101528
4. Parnell D., Widdop P., Bond A., Wilson R. COVID-19, networks and sport // Managing Sport and Leisure. March, 2020. (in Eng.). doi:10.1080/23750472.2020.1750100
5. Mohr M., Nassis G.P., Brito J., Parnell D., Krustrup P. Return to elite football after the COVID-19 lockdown // Managing Sport and Leisure. May, 2020.
(in Eng.). doi:10.1080/23750472.2020.1768635
6. Ashraf B.N. Economic impact of government interventions during the COVID-19 pandemic: International evidence from financial markets // Journal of Behavioral and Experimental Finance. June. 2020. (in Eng.). doi: 10.1016/j.jbef.2020.100371
7. Верзилин Д.Н. Управление субъектами индустрии спорта в условиях пандемии коронавируса // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 12. С. 3697–3708. doi: 10.18334/ce.14.12.111448
8. Verzilin D., Maximova T., Skorykh S., Sokolova I. Linking Remote Sensing Data, Municipal Statistics and Online Population Activity for Environmental Assessments in Urban Agglomerations // Communications in Computer and Information Science. 2019. Vol. 1038 CCIS, pp. 17–28. (in Eng.).
9. Verzilin D., Maximova T., Sokolova I. Collecting and Processing Distributed Data for Decision Support in Social Ecology // Studies in Computational Intelligence. 2020. Vol. 868. pp. 443–448. (in Eng.).

Аннотация

В исследовании представлены результаты тестирования зарубежных программных продуктов Optibize™ компании Optibus и MobileyeShield+ компании Mobileye, позволяющих автоматизировать и оптимизировать такие процессы автотранспортных пассажирских перевозок, как диспетчеризация и контроль аварийности в ходе движения транспортных средств. Данные процессы влияют на такие показатели качества обслуживания пассажиров, как скорость, доступность и безопасность общественного транспорта, что определяет актуальность темы исследования. Изучен опыт использования автоматизированных систем в зарубежных странах, а также проведено их пилотное тестирование в условиях работы отечественного перевозчика. Тестирование проведено на базе крупнейшего в Северо-Западном регионе России оператора автобусных пассажирских перевозок СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в рамках соглашений международного сотрудничества с официальными представителями компаний-производителей автоматизированных систем Государства Израиль. В ходе эмпирического исследования был подтвержден функционал автоматизированных систем, собраны показатели работы транспортных средств на пилотных маршрутах, указаны фактически полученные результаты тестирования. Были выявлены экономические эффекты как в части оптимизации технологических параметров работы предприятия, так и в части повышения экономической эффективности производственной деятельности. Наиболее важными считаются получаемые социальные эффекты: повышение точности соблюдения расписаний движения, сокращение риска возникновения ДТП. Выявленные эффекты определяют целесообразность внедрения систем в деятельность компаний, но с учетом необходимой адаптации к специфике управления общественным транспортом в РФ. Результаты исследования имеют практическую значимость для крупных пассажирских автотранспортных перевозчиков и регулирующих органов власти.

Ключевые слова: транспорт, автоматизация, оптимизация, диспетчеризация, СПб ГУП «Пассажиравтотранс», пассажирское транспортное предприятие, система автоматизации, контроль аварийности

Список источников:

1. Будрина Е.В. Экономика автомобильного транспорта: учебник и практикум. – М.: Издательство Юрайт, 2017 г. – 268 с.
2. Рыжкова А.С. Необходимость автоматизации учета работы городского пассажирского транспорта // Альтернативные транспортные технологии. 2018. Т. 5. № 1 (8). С. 38–41.
3. Литинг Вонг. Изучение возможности автоматизации работы мониторинговой системы диспетчерской [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.atlantis-press.com/proceedings/icecee-15/24771 (inEng.).
4. СПб ГУП «Пассажиравтотранс» // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.avtobus.spb.ru/
5. Вельможин А.В., Гудков В.А., Куликов А.В., Сериков А.А. Эффективность городского пассажирского общественного транспорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. studmed.ru/velmozhin-a-v-gudkov-v-a-kulikov-a-v-serikov-a-a-effektivnost-gorod skogo-passazhirskogo-obschestvennogo-transporta_9c79 486ccf4.html
6. Optibus // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.totaltrans.cz/optibus.html
7. Викторова Л. Всем барьерам вопреки. Главные деловые контакты Петербурга в 2019 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbvedomosti. ru/news/country_and_world/vsem-bareram-vopreki-glavnye-delovye-kontakty-peterburga-v-2019-godu/
8. IRMA Matrix // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iris-sensing. com/products/irma-matrix/ (in Eng.).

9. Mobileye // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mobileye.com/ (in Eng.).

Аннотация

В статье продемонстрирован проект и реализация алгоритма агрегации данных для будущей рекомендательной системы, ориентированной на поддержку решения по выбору персонализированной схемы питания. Отличительной особенностью классификатора, реализуемого в рамках системы, является тот факт, что на вход он принимает одновременно изображения и текстовые данные для выработки более точных и сбалансированных вариантов решений. Проведен обзор инструментов и подходов на различных этапах агрегации изображений и текстовых данных. Определены метрики оценивания предсказаний реализованной модели для классификации географических меток, а также анализа среднего сентимента отзывов пользователей. Предсказанные географические теги и выявленные тональности комментариев были добавлены в основной датафрейм в качестве дополнительных признаков.

Ключевые слова: разработка программного обеспечения для задач принятия решения, парсинг, обработка информации, тональность текста, персонализированное питание, нейронные сети

Список источников:

1. Data Collection and Pre-processing Techniques [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// developer.qualcomm.com/software/qualcomm-neu ral-processing-sdk/learning-resources/ai-ml-android-neural-processing/data-collection-pre-processing (in Eng.).
2. Добронец Б.С., Попова О.А. Численный вероятностный анализ неопределенных данных. – М.: Институт космических и информационных технологий, 2014. – 166 с.
3. Патент РФ № RU 2688229 C1, 21.05.2019. Способ агрегирования и преобразования данных и устройство для его реализации / Шведенко В.В., Шведенко В.Н., Грачев В.А., Терская Н.А.
4. Курочкин А.В., Садов В.С. Агрегация и индексирование данных нескольких источников на основе графовой модели в базах данных медицинских экспертных систем // Информатика. 2020. Т. 17. № 3. С. 25–35.
5. Ommen B., Broek T., Hoogh I., Erk M. Systems Biology of Personalized Nutrition // Nutrition Reviews. 2017. C. 579–599. (in Eng.).
6. Image Classification // Tensor Flow [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.tensorflow.org/tutorials/images/classification (in Eng.).
7. Geron A. Hands-On Machine Learning with Scikit-Learn and TensorFlow. – O’Reilly Media, 2017. – 272 с. (In Eng.).
8. Scrapy 2.5 Documentation [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.scrapy. org/en/latest/ (in Eng.).
9. The Selenium Browser Automation Project [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //www.selenium.dev/documentation/en/ (in Eng.).
10.     Hutto C., Gilbert E. VADER: A Parsimonious Rule-based Model for Sentiment Analysis of Social Media Text // Proceedings of the Eighth International AAAI Conference on Weblogs and Social Media. 2015. С. 1–3. (in Eng.).

Аннотация

В работе рассматривается вопрос моделирования цифрового двойника преподавателя в контексте задачи формирования индивидуальных учебных заданий для обучающихся. В рамках решения задач управления процессом формировании индивидуальных заданий предлагается подход, анализирующий закономерности в выборе преподавателем наиболее приоритетных тем и направлений для каждого обучающегося на основе имеющихся данных о его предыдущем опыте. Рассматриваются вопросы поиска закономерностей между цифровыми двойниками преподавателей для последующего предсказания выбора ими тем и разделов учебных материалов для индивидуальной работы обучающихся. В качестве основы создания дата сета для формирования цифровых двойников преподавателей используется методика декомпозиции заданий по тегам (обозначение типичных задач в рамках выполнения заданий обучающимися). В работе описана связь между цифровым следом обучающегося, цифровым следом и цифровым двойником преподавателя.

Ключевые слова: цифровой двойник, цифровой след, управление в образовании, индивидуализация, декомпозиция, генерация заданий, методика тегов

Список источников:
1. Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 35–50. doi: 10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50.
2. Уланова Т.В. Влияние доминирующей перцептивной модальности личности на уровень кратковременной и долговременной памяти / Т.В. Уланова, Д.А. Зиняков, Н.С. Русейкин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2018. № 3 (47). С. 77–83. doi: 10.21685/2072-3032-2018-3-9.
3. Горлушкина Н.Н., Григорьева Е.И., Пузырев Д.А., Клишин Н.Д., Поляков С.К. Онлайн тренажер для обучения слепой десятипальцевой печати // Экономика. Право. Инновации. 2020. № 2. С. 62–67.
4. Ржеуцкая С.Ю., Харина М.В. Способ автоматического подбора учебно-тренировочных заданий в информационной среде обучения студентов ИТ-направлений. Открытое образование. 2020. № 24 (2). С. 17–28. doi:10.21686/1818-4243-2020-2-17-28
5. Насыров Н.Ф., Кобец Е.А., Горлушкина Н.Н. Автоматизированная генерация учебных подзадач на основе методики тегов и критериев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2020. № 03. С. 102–107.
6. Ananda Chakraborti, Arttu Heininen, Kari T. Koskinen, Ville Lämsä, Digital Twin: Multi-dimensional Model Reduction Method for Performance Optimization of the Virtual Entity // Procedia CIRP. 2020. T. 93. C. 240–245. (in Eng.). doi: 10.1016/j.procir.2020.04.050.



Аннотация

В статье рассмотрены проблемы, возникающие при регистрации в РФ товарных знаков, сходных с именем, фамилией или псевдонимом известного в России лица. На практических примерах показано отсутствие единого подхода к самой возможности регистрации известных фамилий в качестве товарных знаков. Материалы статьи подготовлены в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, а все рассмотренные примеры являются достаточно известными в профессиональной среде спорными ситуациями. Авторами сформировано предложение о необходимости подготовки однозначной трактовки вопроса, связанного с тем, что фамилия, давно ставшая достоянием общественности и входящая в основу национальной культуры, может стать охраняемым элементом товарного знака. В противном случае правообладатель данного товарного знака получит монопольное право использования имени и фамилии известного в стране деятеля политики, культуры, науки и искусства.

Ключевые слова: товарные знаки, исключительное право, основания для отказа в государственной регистрации товарного знака, интеллектуальная собственность, управление интеллектуальной собственностью

Список источников:

1. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5111/
2. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 № 3520-1 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_996/
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 4) с изменениями от 26 июля 2019 г. № 230-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
4. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, вып. XXXII– М.: 1978 г.– 583 c.
5. Обобщение судебной практики Судов общей юрисдикции в качестве суда первой и кассационной инстанций с учетом практики Верховного Суда Российской Федерации, по вопросам, возникающим при применении норм Гражданского кодекса Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6. Административный Регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак и их дубликатов. Утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 483 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. consultant.ru/
7. Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков. Утверждены приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. consultant.ru/
8. Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака. – М.: Роспатент, 2020. – 296 с.
9. Куприянов А.Д.Историческое развитие концепции товарного знака как средства индивидуализации и недобросовестного использования товарных знаков // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2020. № 4 (20). С. 25–30.
10. Львова И.В. Роль товарных знаков в продвижении товаров на рынке и особенности экспертизы товарных знаков в России // В сборнике: Интеллектуальные права: вызовы 21-го века. Материалы Международной конференции. 2019. С. 101–108.
11. Федеральный институт промышленной собственности // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.msp-patent.ru/baza-tovarnyh-znakov.html?base=RU&id=uk7b4e3a22
12. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) // Официальный сайт[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rospatent.gov.ru/
13. Судебное решение по делу № А40-22778/2018 от 17 мая 2019 года // Официальный сайт Арбитражного суда г. Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://msk.arbitr.ru/




Аннотация

Авторами проанализирован существующий подход к борьбе с недобросовестными игроками интернет-торговли, чаще всего интернет-магазинами, основанный на подаче в суд исковых требований о защите исключительных прав на товарный знак, размещенный в сети «Интернет», к владельцам недобросовестных интернет-магазинов. В результате анализа судебной практики авторами выявлены определённые недостатки существующего подхода, основным из которых является обстоятельства, связанные с исчерпанием исключительных прав на товарный знак. На основе практической деятельности авторами предлагается новый подход к защите интеллектуальных прав производителей на основе оформления фотографий товаров как служебных фотографических произведений. Проведен анализ судебной практики по использованию разработанного подхода, в результате выявлен высокий процент успешного разрешения дел правообладателем, определены основные обстоятельства, подлежащие доказыванию по рассматриваемой категории дел, предложены рекомендации по совершенствованию документооборота по вопросам создания и использования служебных фотографических произведений. Следует отметить, что использование фотографических произведений как объектов интеллектуальной собственности, производителей оригинальных товаров позволяет вести успешную борьбу с недобросовестными интернет-магазинами, что особенно актуально в современных условиях электронной торговли.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, электронная торговля, фотографические произведения, интернет-магазины, товарные знаки

Список источников:

1. Сапрыкина А. E-commerce идет в гору // Новости цифровой трансформации, телекоммуникаций, вещания и ИТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/ 212828/2021-01-29/2021-w04/e-commerce-idet-goru
2. Мироненко Т.В. Проблематика защиты авторских прав в электронной среде: опыт Японии, КНР и России // Евразийская адвокатура. 2018. № 5 (36). С. 84–88.
3. Щербак Н.В. Право интеллектуальной собственности. Общее учение. Авторское право и смежные права. – М.: Юрайт, 2019. – 310 с.
4. Ларионов И.К. Защита интеллектуальной собственности. – М.: Дашков и К, 2015. – 256 с.
5. Qeraj Lorena. The Use of Copyright in Photograph // Университетская библиотечная система UNI- MORE. Университет Модены и Реджо-нель-Эмилии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://morethesis.unimore.it/theses/available/etd-09232019-164654/ (inEng.).
6.  Казаков В. Интеллектуальные ресурсы сферы услуг в эпоху электронной экономики // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2016. № 1. С. 280–283.