e-mail: annashatalova@yahoo.com
Аннотация
В статье представлена проблематика развития научных исследований в области зеркального анализа внешнеторговой официальной отчетности, изучения причин выявляемых при этом расхождений. Приведены результаты исследования динамики долей отклонений, указывающие на существование диапазона несущественности и служащие индикатором отбора наиболее проблемных элементов. Обоснована значимость для практики и возможность использования на государственном уровне в целях корректировки стратегии и курса внешнеторговой политики страны с учетом положений Таможенных тарифов стран-контрагентов, разъясняющих и дополняющих их нормативно-правовых документов при определении соответствующих ставок таможенных пошлин в отношении перемещаемых товаров. Сделаны выводы о целесообразности заимствования опыта ряда стран в консолидации и представления законодательных актов сторонним пользователям такой информации, а также необходимости применения высокотехнологичных информационных технологий при представлении структурированных отчетных данных.
Список источников:
1. Икомасова Т.Т., Агапова А.В. Тенденции развития российского рынка интернет-торговли // Экономика. Право. Инновации. 2019. № 1 (2). С. 10–15.
Аннотация
В работе обосновываются механизмы поддержки применения новых методов и технологий реинжиниринга бизнес-процессов сити-фермерства. Предусматриваются разработка и реализация стратегии развития АПК до 2050 года, основанной на решении задач: расширение площади орошаемых земель хозяйствующих субъектов и повышение почвенного бонитета и ресурсоотдачи; наделение землей городских жителей; тотальная роботизация и формирование инновационного предпринимательства АПК, особенно в производстве продовольствия и формирование нового экономического человека; размещение нового сельского хозяйства индустриального типа на основе цифровой экономики в городах на крышах домов, многоэтажных оранжереях.В статье описываются административно-правовые барьеры, мешающие развитию экономики АПК, приводятся аргументы их отмены, рекомендуется проверить антиконкурентные соглашения на рынке мяса. Обосновывается тезис о том, что расширение конкуренции увеличивает экономический рост страны, а ограничение её увеличивает цены, стимулирует рост бедности и безработицу и, главное, формирует предреволюционные ситуации. Рекомендуется строительство высотных высокотехнологичных агропромышленных комплексов в городе Душанбе и других городах Таджикистана. Рекомендуется стимулирование приобретения недвижимости и бизнесов сельскими жителями в городах, и обратное, участие городских жителей как инвесторов и предпринимателей в бизнесах АПК, инфраструктуры села и сельское хозяйство и развитие бизнес-инкубации малого производственного и инновационного предпринимательства Таджикистана. Обосновывается взаимодействие дехканских хозяйств с сити-фермерами, агропромышленными фермерами и личными подсобными хозяйствами населения или их эволюция в интегрированные системы ведения агропромышленного комплекса на основе тотальной механизации компьютеризации и автоматизации производственных и сбытовых процессов. Предлагается совершенствовать существующее законодательство и его исполнение в части правовой и экономической поддержки и развития предпринимательства, в том числе сити-фермерства. Рекомендуется расширение конкуренции, особенно на мясном рынке, и привлекать резервы экономического роста за счет улучшения бизнес-среды.Ключевые слова: государственное регулирование, новые методы, новые технологии, реинжиниринг бизнес-процессов, бизнес-среда, сити-фермерство, предреволюционные ситуации, доходы и расходы домашних хозяйств, производственное предпринимательство, инновационное предпринимательство
Список источников:
1. Вартанова М.Л. Государственное регулирование в системе формирования и развития продовольственного рынка региона (на примере субъектов СКФО) // Продовольственная поли- тика и безопасность. 2016. Том 3. № 4. С. 249–260.[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/36956
Аннотация
В статье описаны риски, которые могут возникнуть в ходе использования объектов интеллектуальной собственности на территории России, а также при их продаже, в том числе иностранным покупателям. На основании ранее выявленных проблем выделены две основные группы рисков, которые авторы подраздели на две: управленческие и правовые. Проведен анализ статистики подачи заявлений на патенты в России с 2009 по 2016. На основании этих данных приводятся аргументы к необходимости и важности защиты интеллектуальной собственности. В статье даны определения интеллектуальной собственности и исключительному праву, разъяснена сущность временных рамок владения объектом интеллектуальной собственности и бессрочность неимущественных прав. Рассмотрено и проанализировано законодательство Российской Федерации в области защиты интеллектуальной собственности, на его основе выдвинуты два возможных вида интеллектуальной собственности, один из которых – государственная, другой – частная. При использовании результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих государству либо частным лицам и компаниям, указаны их особенности и возможности правовой защиты в рамках действующего законодательства.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, интеллектуальная деятельность, авторское право, частная интеллектуальная собственность, государственная интеллектуальная собственность
8. Янкив К.О. Современное положение России на мировом рынке интеллектуальной собственности // Экономика. Право. Инновации. 2018. № 4. С. 36–39.
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей взаимодействия таможенных органов с общественностью и средствами массовой информации (далее – СМИ) в России. На сегодняшний день не уделяется должного внимания данной сфере несмотря на то, что медиа способны активно влиять на восприятие населением таможенной службы и государственных служащих, в том числе и таможенников, а также способствовать формированию того или иного имиджа таможенных органов в глазах общественности. Все это напрямую воздействует не только на уровень доверия таможенной сфере и государственным структурам в целом, но и может оказать помощь в работе над сокращением количества совершаемых правонарушений в области таможенного дела. В процессе исследования был проведен социологический опрос. Его целью являлось определение фактического отношения граждан к деятельности таможенных органов и их должностных лиц, а также к информации о такой деятельности, распространяемой в СМИ. Научная новизна исследования заключается в том, что была проанализирована практика взаимодействия таможенных служб Швеции, Соединенных Штатов Америки (далее – США) и Республики Беларусь (далее – РБ) с представителями медиасферы и общественностью, рассмотрены особенности и порядок информирования граждан о нормах таможенного законодательства и деятельности таможенных органов. Помимо этого, выявлены структурные подразделения таможенных органов, в компетенцию которых входит освещение новостей таможенной сферы, и составлена соответствующая схема. Актуальность данной работы объясняется выявленной заинтересованностью общества в информации о деятельности таможен и происходящих изменениях в таможенной сфере по причине недостаточности таких материалов в СМИ. На основе результатов опроса и положительного опыта зарубежных государств разработаны возможные пути развития более тесного взаимодействия таможенных органов с населением и СМИ, а также формирования позитивного имиджа таможенной службы в глазах общественности в целях повышения эффективности деятельности таможенных органов.Список источников:
1. Виниченко А.А. Модели информационного взаимодействия участников общих процессов Евразийского экономической союза в таможенной сфере // Экономика. Право. Инновации. 2018. № 5. С. 75–78.Аннотация
В работе рассматривается возможность использования космических снимков при доказывании в арбитражном процессе. Разграничиваются понятия «данные дистанционного зондирования Земли» и «космический снимок». Проводится квалификация космического снимка в качестве одного из видов доказательств, законодательно предусмотренного в Российской Федерации. Также определено, что космические снимки, как и любые другие доказательства, должны быть получены в соответствии с требованиями законодательства и отвечать условиям относимости и допустимости. Сделано допущение возможности использования космических снимков при доказывании не только в арбитражном процессе, но и в других видах судопроизводства. Исследуются возможные источники получения космических снимков. Рассмотрены особенности использования бесплатных и платных ресурсов исследуемых снимков. При сравнении источников космических снимков выделены три фактора, которые ограничивают использование бесплатных сервисов: отсутствие снимка необходимой местности на конкретную дату, мозаика из нескольких космических снимков определённой территории, низкое пространственное разрешение имеющихся снимков. Отмечена зависимость стоимости космического снимка от его пространственного разрешения. Приведено понятие данного разрешения, а также установленная нормативная классификация в Российской Федерации. Установлено, что неблагоприятные погодные условия являются основной причиной, ограничивающей возможность получения космического снимка местности в определенный период времени. Сделан вывод о том, что космический снимок фактически является объективным источником информации. На основании анализа судебных дел установлены три основных случая, в которых космические снимки используются в качестве доказательств в арбитражном процессе: установление периода нахождения объекта на определенной местности, определение границ объектов недвижимого имущества, определение ущерба, причиненного окружающей среде. По каждому случаю приведены примеры судебных дел, в которых при доказывании использовались рассматриваемые снимки. Также установлено, что при помощи космических снимков возможно выявление различных нарушений. Полученные результаты исследования могут быть использованы в правоприменительной практике.Список источников:
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/Аннотация
Авторами статьи сформирован глобальный инновационный ландшафт, отражающий развитие ключевых технологий, созданных человечеством на протяжении последних веков. В рамках проведенного исследования были рассмотрены характерные этапы эволюции технологического развития от зарождения технической мысли в древности до наших дней. Таким образом был сформирован комплексный взгляд на природу инновационной деятельности человечества, который может быть полезен в области образования при знакомстве обучающихся с основами технологий нововведений. В статье приведена авторская классификация исторических этапов развития техники от первых изобретений человечества до современных технических средств. Исследование основывалось на известных исторических данных, что позволило разделить весь период технологического развития человечества на десять основных этапов: первые рукотворные орудия, овладение огнем каменный топор и каменное копье, механический ткацкий станок, технологии создания железа, огнестрельное оружие, паровая машина, самолет, атомный реактор, средства электронной вычислительной техники. Указанные этапы были сформированы авторами в виде временной гистограммы. Аппроксимация гистограммы во времени представлена кривой технического прогресса. Построенная кривая отражает скоростьвидоизменений техники на различных этапах исторического развития общества. На основе полученных данных авторами составлено математическое выражение, соответствующее аппроксимирующей кривой и представляющее собой экспоненциальную функцию времени. Экстраполяция полученной экспоненты в будущее позволила получить достоверный прогноз темпов обновления техники в текущем столетии. В качестве прогноза в исследовании приводится авторский взгляд на возможные последствия текущих процессов обновления техники и появления новых технологий. В результате проведенного исследования авторами установлено, что наблюдаемая в настоящее время экспоненциальная зависимость скорости обновления техники во времени должна сохраниться в течении всего текущего столетия. Рассчитанная длительность предстоящих периодов обновления техники может составить уменьшение длительности периодов обновления техники до предельного значения может вызвать расслоение общества по возрастному принципу.Список источников:
1. Антипов А.А. Современные проблемы инноватики: Учебно-методическое пособие / А.А. Антипов – СПб: Университет ИТМО, 2017. – 89 с.Аннотация
Статья посвящена анализу практической роли инноваций и инновационной деятельности в рамках формирования условий устойчивого стратегического развития предприятий, функционирующих в пищевой промышленности Российской Федерации. Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях инновации и нововведения – это главный фактор, который позволяет обеспечивать рост конкурентоспособности предприятия. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты инноваций как инструмента, внедряемого предприятиями пищевой промышленности при развитии своей производственной деятельности. Проанализированы текущие перспективы развития условий цифровой экономики в России, влияющих на инновационное развитие предприятий пищевой промышленности. В частности, проанализирована государственная программа «Цифровая экономика», включающая в себя различные проекты по развитию инновационной инфраструктуры. Рассмотрены этапы формирования инноваций и процесса их внедрения как технологии совершенствования. Выделены тенденции дальнейшего инновационного развития предприятий пищевой промышленности, которые будут активно развиваться в условиях отечественной практики.Список источников:
1. Бахман Д.А. Перспективы развития цифровой экономики // Новые технологии. 2019. № 2. С. 149–157.Аннотация
Статья посвящена вопросу анализа основных трендов и направлений развития действующих систем и средств засечки ядерных взрывов. Авторами представлены результаты анализа данных о технологических трендах, существующих в настоящее время, факторах, влияющих на их дальнейшее развитие, а также представлены способы их модернизации. Отмечено, что существующие реалии функционирования мирового сообщества таковы, что развитие систем и средств засечки ядерных взрывов будет продолжаться, будут улучшаться их обнаруженческие характеристики и рассматриваться возможность их трансформация в системы сбора информации. Эксплуатация указанных систем и средств, доведение информации о результатах засечки до органов государственного и военного руководства является задачей, соизмеримой с функциями национальной и общегосударственной обороны. Рассмотрена успешно функционирующая в настоящее время в Соединенных Штатах Америки космическая система обнаружения ядерных взрывов – US NDS (Nuclear Detonation Detection System), обеспечивающая обнаружение, определение координат, мощности, времени ядерного взрыва глобально в атмосфере Земли и околоземном космическом пространстве и выдачу сообщений в масштабе времени, близком к реальному. Авторами отмечено, что военно-промышленный комплекс Соединенных Штатов Америки значительно активизировал работы по созданию новых и совершенствованию имеющихся наземных средств предупреждения и оповещения о применения оружия массового поражения. В настоящее время в Соединенных Штатах Америки наряду с космической системой обнаружения ядерных взрывов успешно функционируют наземные системы засечки ядерных взрывов, принятые на вооружение еще в 1998 году. Эти системы включают в себя комплексы засечки ядерных взрывов STADELEN и AWDREY, способные производить засечку ядерных взрывов мощностью от 1 кт.Список источников:
1. Алексеев П.Н., Хабаров Е.К., Мурманов Л.С. Космическая аппаратура систем предупреждения о РЯУ ведущих зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение. 2015. № 1. С. 4–45.Аннотация
В настоящее время метрополитены действуют в 56 странах мира, перевозя в общей сложности 168 млн. пассажиров в день (среднесуточные перевозки). Сегодня метрополитены оснащены всеми современными средствами подземной магистрали, и их неотъемлемой частью стали тоннельные эскалаторы. Основные функциональные свойства тоннельных эскалаторов должны обеспечивать безопасное, бесперебойное и комфортное движение пассажиров с установленными скоростями на протяжении всего длительного срока эксплуатации.Список источников:
1. Statistics Brief with world metro figures, Union Internationale des Transports Publics (UITP). Available at: https://www.uitp.org/sites/default/files/cck-focus-papers-files/Statistics%20Brief%20-%20World %20metro%20figures%202018V4_WEB.pdf (in Eng)e-mail: serber.07@mail.ru
Аннотация
Цель статьи заключается в представлении эффективного способа оценки поставщиков. Объектом статьи является внешний поставщик, а предметом исследования выступает метод оценки поставщиков. При аудите систем менеджмента почти всегда возникают вопросы к организации закупок на предприятии. Чаще всего это относится к организации оценивания поставщиков, регистрации и сохранности документированной информации об этих действиях, вытекающих из оценок. При внедрении или сертификации системы менеджмента качества (далее – СМК) на предприятиях вместо эффективной и работающей системы оценки поставщиков берут малоэффективные и объемистые методики. Это происходит из-за несерьезного подхода к работе. Зачастую работнику проще «нарисовать» систему оценки, чем вникнуть в существующую. Из-за этого и вытекают малоэффективные и объемистые методики. Мы предлагаем придерживаться метода рейтинговых оценок и следующих универсальных критериев при оценивании поставщиков: наличие сертифицированной СМК, качества поставленной продукции, уровня организации поставок, уровня лояльности и перспективности поставщика, гибкости поставок, цена закупаемой продукции. В статье подробно описывается применение метода рейтинговых оценок. Описаны категории надежности, такие как надежный поставщик, удовлетворительный поставщик, неудовлетворительный поставщик. Определены преимущества и недостатки при использовании предлагаемого метода. Даны рекомендации при формировании перечня одобренных поставщиков, который содержит информацию о наименовании предприятия, почтовом адресе, изготовляемой продукции, сертификации СМК, оценке поставщика. Приведены требования ГОСТ Р ИСО 9001:2015 к управлению процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками. Статья помогает лучше разобраться в оценивании поставщиков.Список источников:
1. Бурдаева Е.С. Как выбрать поставщика // Сельскохозяйственное обозрение «Ценовик». 2010. № 12. С. 10–12.Аннотация
Настоящая статья рассматривает актуальные вопросы изучения перспектив и выявления путей развития транспортной системы Санкт-Петербурга. Описаны цели и задачи, стоящие перед транспортной системой, главная из которых – с минимальными затратами обеспечить граждан доступным и современным общественным транспортом. В процессе создания такой сбалансированной транспортной системы обнаруживается ряд проблем, требующих особого внимания: дефицит парковочных мест, суженные автомобильные дороги в центральной части города, замедленное развитие транспортной инфраструктуры в условиях интенсивного строительства и др. При условии ввода такой системы в эксплуатацию граждане Петербурга будут обеспечены: мобильностью вне зависимости от степени финансового состояния, возможностью самостоятельной разработки маршрута и времени поездки, комфортом при передвижении. Также уменьшится влияние транспорта на окружающую среду, время в пути до места назначения (в городской черте не более часа), будет происходить своевременная модернизация подвижного состава парков пассажирского транспорта. В работе описаны вероятные пути решения задач, стоящих перед правительством города и руководством транспортных компаний. Цель максимум – обеспечить такую среду, при которой общественный транспорт для гражданина станет привлекательнее личного. За последнее время в работу городского пассажирского транспорта успешно внедрен ряд цифровых технологий, например: безналичная оплата, информационные табло, отражающие время прибытия нужного транспорта на остановку. Кроме того, парки оснащаются комфортабельными транспортными средствами с системами кондиционирования и плавным ходом. Необходимым для дальнейшего развития системы можно считать: продвижение информационных технологий в осуществление пассажирских перевозок на городском общественном транспорте, завершение создания централизованной автоматизированной системы управления городским пассажирским транспортом, совершенствование транспортной инфраструктуры, обеспечение доступности общественного транспорта для лиц с ограниченной подвижностью.Список источников:
1. Будрина Е. В., Рубцова К. А. Классификация инноваций на городском пассажирском транспорте // Транспортное дело России. 2015. № 6. С. 3–7.9. Васюгова С.А., Николаев А.Б. Анализ инновационных решений в развитии интеллектуальных транспортных систем // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 4–1. С. 103–106.
Аннотация
В статье рассмотрены системы таможенных преференций ЕАЭС и взаимоотношения России и Республики Индия, а именно количество ввозимых преференциальных товаров из Индии в Россию. В статье рассмотрены данные внешнеторгового оборота России в 2015–2019 гг. на основе данных с сайта ФТС. В процессе написания статьи был проведен анализ объема ввозимых на территорию России преференциальных товаров, в ходе которого было выявлены крупнейшие импортеры России, среди которых имеется несколько развивающихся стран, а также наиболее крупные статьи импорта преференциальных товаров. Важным аспектом анализа стал обзор таможенной статистики импорта из Индии, поскольку именно с этой страной у России до сих пор не существует соглашения о внедрении системы электронной верификации происхождения товаров. В работе были рассмотрены основные торговые партнеры РФ по импорту, а также представлены данные об импорте в РФ за 2019 год, выраженные в виде товарной структуры. Произведен анализ динамики тарифных преференций, предоставленных таможенными органами России в 2015–2019 гг. Помимо данных об общем импорте в РФ рассмотрена товарная структура импорта непосредственно из Индии в Россию в 2019 году. На основе полученных данных определена статья, занимающая наибольший удельный вес. Была проведена работа с преференциальными товарами из ТН ВЭД, после чего были составлены: товарная структура импорта преференциальных фармацевтических товаров, товарная структура импорта преференциальных товаров 32 группы ТН ВЭД из Индии в Россию и структура импорта товарной позиции преференциальных товаров 3204 ТН ВЭД из Индии в Россию. Сделаны выводы о наибольшем удельном весе из всех преференциальных товаров, ввозимых из Индии.
Список источников:
1. Данные таможенной статистики ФТС РФ за 2019 год // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://stat.customs.ru
Аннотация
В статье показаны возможности повышения эффективности патентной защиты изобретений и полезных моделей путем применения одной из наиболее распространенных современных патентных технологий – зонтичного патентования. Современные патентные технологии – это технологии составления формул изобретений и полезных моделей, обоснованно расширяющие рамки традиционного подхода, при котором изобретения патентуются в том виде, в каком они созданы изобретателями. Зонтичные патенты, с одной стороны, помогают расширить объем защищаемых прав, а с другой – увеличивают вероятность получения патента заявителем. Незнание патентных технологий, например, составление формулы изобретения по принципу «в каком виде изобрел, в таком и патентую» может привести к печальным последствиям: навредить правообладателюи помочь его конкурентам. Конкуренты вправе воспользоваться информацией, содержащейся в патенте, и начать выпуск собственной продукции, лишь незначительно отличающейся от той, которая защищена патентом. Современные патентные технологии и, в особенности, зонтичное патентование широко применяются на практике патентными поверенными как за рубежом, так и в России. При этом теоретические исследования в этой области полны противоречий, а их авторы часто приходят к противоположным выводам. В статье рассмотрены, систематизированы и прокомментированы различные подходы к зонтичному патентованию в России, приведены примеры их практического использования. Даны рекомендации по составлению патентных формул с использованием зонтичного патентования.Ключевые слова: интеллектуальная собственность, патент, патентное право, изобретение, зонтичные патенты, инновации, патентные технологии, формула изобретения
Список источников:
1. Бейнфест Б.Я. К критике т.н. «высоких» патентных технологий // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2001. № 6. С. 61–63.Аннотация
В статье рассматриваются проблемные вопросы закрепления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые организациями при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР и ТР) вне рамок государственных контрактов по собственной инициативе, используемых при изготовлении и серийной поставке вооружения, военной и специальной техники. Авторами проанализирована одна из основных задач, реализуемых на современном этапе развития Российской Федерации усилиями оборонно-промышленного комплекса: создание, поддержание в высокой технической готовности и внедрение военных и гражданских базовых, а также критических технологий, обеспечивающих создание принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники. Рассмотрены мероприятия, направленные на безусловное закрепление прав Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые предприятиями промышленности в ходе выполнения НИОКР и ТР, а также действия заказывающих органов военного управления, которым категорически запрещено размещать закупку вооружения, военной и специальной техники, если в документации о закупках содержится ссылка на нормативно-техническую документацию на товар, работы, услуги, правообладателем на которые Российская Федерация не является. Авторами была проведена подготовка методических рекомендаций по разъяснению специфических вопросов закрепления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые организациями при выполнении НИОКР и ТР вне рамок государственных контрактов по собственной инициативе, используемых при изготовлении и серийной поставке вооружения, военной и специальной техники. А также внесено предложение о целесообразности отнесения к результатам интеллектуальной деятельности как охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, правовая охрана которым не предоставляется.Список источников:
1. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» // Электронно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ruАннотация
Мировая экономика характеризуется постоянной динамичностью, поэтому компании должны идти в ногу с этими изменениями. Так как повышение высокотехнологического потенциала, а также выход на ведущие международные рынки инноваций является одним из приоритетных направлений для РФ на ближайшие годы, многим отечественным предприятиям придется более активно внедрять инновации во все сферы производственной деятельности. Успешность внедрения инноваций зависит от того, насколько организация к ним готова. Особенно важна оценка готовности социальной среды организации к внедрению инновации, так как социальные аспекты комплексно влияют на управление инновациями. В работе представлена характеристика социологического аспекта инновационного процесса в организациях. Выделены и описаны основные детерминанты такого понятия как «инновационная культура». Сделан вывод о том, что организационная культура является движущей силой инноваций. Показана связь между организационной культурой и инновационной культурой фирмы. В статье также рассматривается и анализируется связь и влияние организационной культуры и социальной среды на эффективность инновационной деятельности. Выделены ключевые детерминанты организационной культуры, формирующие основу, которую руководители могут использовать для оценки и укрепления культуры инноваций в своих компаниях. Предложена методика оценивания готовности социальной среды предприятия к внедрению инновационных технологий и новшеств.Список источников:
1. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. – М.: Наука, 1993. –232 с.Аннотация
Управление проектами имеет большое значение при ведении проектной деятельности, которая на сегодняшний день получила огромную популярность и используется во множестве компаний различных сфер деятельности. Важное место в управлении проектами занимают различные инструменты, которые являются залогом успешной реализации проекта. Данная статья посвящена инструментам управления инновационными проектами. Каждый проект имеет конечную цель, и для ее достижения необходимо организовывать этапы проекта с учетом временных и финансовых ограничений. Для этого существуют инструменты управления проектами, которые и помогают достигать запланированных результатов в реализации различных проектов. Целью данной работы является анализ практики применения инструментов управления инновационными проектами. В статье рассматриваются наиболее значимые инструменты для проектной деятельности, раскрывается их суть при управлении проектом, а также приводится их применение к проекту «Продвижение инновационного продукта «StreamEye Studio» на рынок» компании ООО «Элекард». Результатами исследования является описание инструментов управления проектами и представление их практического применения на проекте «Продвижение инновационного продукта «StreamEye Studio» на рынок». Значимость проделанной работы для компании заключается в выходных данных. Использование полученных результатов может помочь в реализации данного проекта. По итогу проделанной работы был сделан вывод о том, что применение инструментов управления проектами позволяет оценить ключевые параметры проекта, сформировать перечень задач проекта, оценить ресурсы и степень влияния окружающей среды. А также построить концепцию взаимодействия членов команды, описать способы их взаимодействия, определить фазы и этапы реализации проекта, выявить существующие ограничения, установить заинтересованные стороны проекта и в последующем конкретизировать ожидаемые от проекта результаты.Список источников:
1. StreamEyeStudio [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elecard.com/ru/products/video-analysis/streameye-studioАннотация
В статье рассмотрено понятие внутреннего брендинга как инновационного подхода к бренд-менеджменту компаний интеллектоёмких сфер деятельности, а также его необходимость в условиях современной конкурентной среды. Выявлена прикладная и научная актуальность развития данной темы. Проанализированы проблемы интеллектоёмких компаний в области управления брендом. Рассмотрен инструмент для развития внутреннего брендинга в интеллектоёмких компаниях – политика внутреннего брендинга. Даны уточнения рассматриваемым понятиям «внутренний брендинг», «внутренний бренд», «политика внутреннего брендинга». Также рассмотрены особенности и отличительные характеристики объекта исследования – интеллектоёмких компаний. В статье приведены результаты эмпирических исследований на предмет отношения профессиональной аудитории к рассматриваемым понятиям, а также на предмет наличия и формирования политики внутреннего брендинга в компаниях, особенностях задач различных типов сотрудников. На основании выявленных признаков приведена типология подходов к формированию политики внутреннего брединга. Рассмотрены подходы к формированию политики, отличающиеся по характеру формирования, а именно естественный и целенаправленный. Также были выявлены подходы, классифицирующиеся по содержанию политики, такие как когнитивный, эмоциональный и материальный. Автором рассмотрены особенности политики внутреннего брендинга, а также ее внедрения. В статье рассмотрен целостный подход к внедрению политики внутреннего брендинга в интеллектоёмких компаниях, образуя систему. Представлена схема внедрения политики внутреннего брендинга. Выявлены минимальные условия для внедрения политики внутреннего брендинга в интеллектоёмкие компании. Приведены возможные результаты, которые могут быть достигнуты компаниями при системном и комплексном использовании политики внутреннего брендинга. Предложена комплексная система показателей оценки результатов проведения политики внутреннего брендинга, которая состоит из бизнес-показателей, поведенческих и показателей, отвечающих за конкретные решения по внедрению. На основании выявленных особенностей, характеристик и типологии политики внутреннего брендинга, а также вспомогательных элементов был развит инновационный подход к управлению брендами интеллектоемких компаний.Список источников:
1. J.A. Caster, D. Linnes. Internal branding in multinational firms // A gap analysis of internal stakeholder perceptions. 2013. Available at: http://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:626556/ fulltext01.pdf (in Eng)Аннотация
Навык быстрого набора текста на клавиатуре становится все более востребованным. Слепая десятипальцевая печать позволяет не только повысить скорость ввода, но и сфокусироваться на смысле текста, не задумываясь о непосредственном процессе его набора. Это значительно повышает эффективность работы за компьютером. Однако существующие на момент написания статьи веб-сервисы и программы, обучающие данному навыку, обладают определенными недостатками. Причина в том, что все они по своей сути сводятся к двум основным методам обучения навыку скоропечатания, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. В ходе исследования было сформировано решение, основанное на комбинации вышеупомянутых методов, призванное взять лучшее от каждого из них. В результате был создан веб-сервис, обучающий методу слепой печати в разы быстрее большинства существующих аналогов, при этом доступный даже для тех пользователей, которые приступают к освоению слепой десятипальцевой печати в первый раз. Результат достигается использованием алгоритма генерации тренировочного текста: программа создает уроки из буквенных сочетаний, максимально похожих на реальные слова, что помогает мозгу обучаться быстрее, чем при абсолютно бессмысленных последовательностях. Но в отличие от тех немногих сервисов, уже использующих данный подход, курс был построен по классической схеме: сначала изучается одна (самая часто встречаемая) буква, затем постепенно, одна за другой, к тренировочным текстам (в порядке частотности) прибавляются остальные. После реализации, эффективность созданного метода была протестирована на практике.Список источников:
1. Менделеев И. П. Новое в области пишущих машин // Наука и техника. 1914.E-mail: _dk@bk.ru
Аннотация
В статье представлены результаты статистического анализа структуры экспорта и импорта товаров и услуг РФ со всем миром за 2012–2019 годы с использованием метода нормирования показателей объемов торговли в стоимостном выражении. Выявлено, что часть классических методов нормирования применительно к итогам внешней торговли малоэффективны и нуждаются в развитии. Показана важность корректного выбора нормировочных показателей для экономических многофакторных исследований с целью получения информативных результатов. Сформулированы выводы о сложившейся структуре внешней торговли услугами и товарами РФ.Ключевые слова: внешняя торговля, нормирование показателей, графический анализ, структура торговли, товарная группа, группа услуг
Список источников:
1. Бирюкова О., Бежанишвили А. Современные методы оценки международной торговли услугами // Международные процессы. 2017. Т. 15. № 1 (48). C. 126–142. doi: 10.17994/IT.2017.15.1.48.10
2. Верзилин Д.Н., Максимова Т.Г., Попова И.Н., Антохин Ю.Н. Статистический анализ тенденций и перспектив экспорта инновационных услуг Российской Федерации / глава 4 в книге: Экс-порт услуг: монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.А. Карповой. – СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2020. – С. 55–71.
3. Икомасова Т.Т., Агапова А.В. Тенденции развития российского рынка интернет-торговли // Экономика. Право. Инновации. 2019. № 1. С.10–15.
4. Янкив К.О. Современное положение России на мировом рынке интеллектуальной собственности // Экономика. Право. Инновации. 2018. № 4 (1). С. 36–39.
5. M. Morikawa. Firm heterogeneity and international trade in services. The World Economy. 2019. Vol. 42 (1). pp. 268–295. doi: 10.1111/twec.12699 (in Eng)
6. S. Petit. International trade in services and ine-qualities: Empirical evaluation and role of tourism services. Tourism Economics. 2016. Vol. 23 (5).
doi: 10.1177/1354816616672361 (in Eng)
7. R.W. Staiger, A. Sykes. The Economic Structure of International Trade-in-Services Agreements. Stan-ford Law and Economics Olin Working Paper. Au-gust 1, 2019. No. 552. doi: 10.2139/ssrn.3617200 (in Eng)
8. Y. Surec, S. Katircioğlu. The role of urbanization in the international trade of services. Managerial and Decision Economics. 2020. Vol. 41 (6). pp. 943–951. doi: 10.1002/mde.3149 (in Eng)
9. M.D. Tito. International Trade in Services: Stylized Facts about Exporters in the Service Sector. Board of Governors of the Federal Reserve System.
doi: 10.17016/2380-7172.2411 (in Eng)
10. A.Yousefi. Estimating the Effect of the Internet on International Trade in Services. Journal of Business Theory and Practice. 2018. Vol. 6 (1). doi: 10.22158/jbtp.v6n1p65 (in Eng)
11. Eurostat. International trade in services: an over-view. Statistics Explained. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/ index.php/International_trade_in_services_an_overview#Statistics_on_international_trade_in_services (in Eng)
12. Organization for Economic Co-Operation and Development. Trade in services by partner economy. Website: OECD.Stat Available at: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=TISP_EBOPS2010# (in Eng)
13. Центральный банк Российской Федерации, Внешняя торговля услугами // Статистика внеш-него сектора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/
14. Федеральная таможенная служба России. Экспорт и импорт Российской Федерации по то-варам // Таможенная статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://customs.gov.ru/ folder/502
Аннотация
Данная статья посвящена анализу позиции стран БРИКС по итогам Глобального раунда программы международных сопоставлений на основе данных 2017 года. Выделены и проанализированы общие показатели стран-членов БРИКС по данным Программы международных сопоставлений на основе ППС в трех глобальных раундах, в том числе валовой внутренний продукт по ППС, его компоненты, паритет покупательной способности, сопоставлены темпы прироста ВВП стран-членов БРИКС за период 2005–2011 и 2011–2017 годы. Оценены структурные изменения в составе БРИКС по данным ПМС. Сделаны выводы о вкладе стран-членов БРИКС в общемировой результат Глобального раунда Программы международных сопоставлений по данным 2017 года.Список источников:
1. Балыхин М.Г., Шайлиева М.М., Цыпин А.П. Статистический анализ экономического развития стран БРИКС // Статистика и экономика. 2020. Т. 17. № 2. С. 18–28.8. Report Purchasing Power Parities and the Size of World Economies: Results from the 2017 International Comparison Program. Available at: https://www.worldbank.org/en/programs/icp/brief/reports (in Eng)
Аннотация
Статья посвящена наметившейся тенденции к монополизации кредитной системы Российской Федерации и во многом носит дискуссионный характер. Авторами анализируются различные позитивные и негативные аспекты государственной монополизации рынка банковских услуг. Даются трактовки и пояснения официальной статистики ЦБ РФ по рассматриваемому вопросу. Приводится краткий обзор состояния рынка кредитования в России. Обосновывается вывод о том, что результаты политики и инициатив ЦБ РФ (в том числе связанных с внедрением различных цифровых платформ) во многом не соответствуют декларируемым целям. Приводятся примеры некоторых, зачастую искусственно созданных, сложностей, с которыми сталкиваются частные банки в РФ. Выдвигается и обосновывается ряд опасений, связанных с развитием рынка кредитования в стране. Одновременно приводятся примеры положительного влияния государственного регулирования на кредитную систему. В заключении предлагается к обсуждению тезис о том, что сложившиеся противоречия не позволяют в настоящее время делать какие-либо прогностические оценки среднесрочной и долгосрочной стратегий и возможных траекторий развития рынка кредитования в стране.Список источников:
1. Банк России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/dkp23. Ситуация в российской экономике и кредитно-денежная политика // Официальный сайт Банка России. Июнь 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/collection/ collection/file/27985/2020_june.pdf
Аннотация
В статье рассматриваются правовые аспекты охраны регионального бренда при использовании официального наименования субъекта Российской Федерации юридическими лицами в своих наименованиях. Приводится понятие «региональный бренд», одним из элементов которого является официальное наименование субъекта России. Проведено разграничение между понятиями: наименование, фирменное наименование, официальное наименование субъекта Российской Федерации. Рассмотрены правовые особенности включения юридическими лицами в свои наименования официального наименования как Российской Федерации, так и субъекта РФ. Исследован опыт регионов, в которых определён порядок использования их официальных словесных символов в наименованиях юридических лиц. Приведены примеры возможных злоупотреблений при отсутствии нормативного регулирования использования официального наименования региона в наименованиях юридических лиц. Сделаны выводы и предложения по совершенствованию как федерального, так и регионального законодательства в исследуемой сфере.Список источников:
1. Вологодское кружево. Реестр наименований мест происхождения товаров Российской Федерации // Сайт Федерального института промышленной собственности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet?DB=RUGP&DocNumber=3&TypeFile=html13. Ordinance regulating the use of the word «Swiss» for watches dated 23 December 1971 (status as of 1 January 2017). Official website of the Swiss watch industry. Available at: http://www.fhs.swiss/ file/8/OSM_232.119_en.pdf (in Eng)
Аннотация
В статье сделан анализ различных подходов к правовому регулированию цифровых активов. Анализ проводился с акцентом на криптовалюты в различных аспектах в разных странах мира, исходя из двух критериев: 1) субъектов, совершающих сделки с ними, 2) цель совершения указанных сделок. Сделан вывод о том, что можно выделить определенные аспекты правового регулирования. Кратко представлены базовые положения: гражданско-правовое регулирование сделок с цифровыми активами, их налогообложение, организация системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, для лиц, работающих с цифровыми активами, положение о защите потребителей и инвесторов в рамках финансового законодательства о ценных бумагах в различных странах мира. Сформулированы выводы о риск-ориентированном и запретительном подходах к организации системы правового регулирования цифровых активов как основы для применения методов правового регулирования с учетом возможных угроз финансовым системам государств и правам отдельных категорий лиц. Сделан вывод о том, что представленные модели в различных сочетаниях могут быть приняты в других государствах, где полностью или частично отсутствует правовое регулирование в тех или иных аспектах или назревает необходимость изменения законодательства.Список источников:
1. Гусева А.А. Возможные пути решения проблемы легализации денежных средств через криптовалюту // Экономика. Право. Инновации. 2018. № 5 (2). С. 36–45.11. Wulf A. Kaal. Digital Asset Market Evolution. July 2, 2020. Available at: https://sites.law.duke. edu/thefinregblog/2020/07/02/digital-asset-market-evolution/ (in Eng)
Аннотация
В статье рассмотрено одно из приоритетных направлений деятельности Вооруженных сил Российской Федерации – подготовка специалистов в условиях постоянно развивающихся и модернизирующихся автоматизированных систем управления. Применение таких тренажеров обусловлено необходимостью обучить личный состав работе на боевых образцах вооружения без использования самого вооружения. Таким образом достигается возможность снижения стоимости подготовки личного состава без потери качества и эффективности подготовки. Показаны преимущества интерактивных, виртуальных и технических тренажеров. Предложено применение элементов виртуальной реальности на практических и групповых занятиях с курсантами и слушателями. Приведены основные результаты исследования. Предложены перспективные направления по совершенствованию технологий производства тренажеров в связи с быстрым развитием отрасли цифровых технологий, средств вычислительной техники. Кроме того, рассмотрена возможность синтеза классического обучения с тренажерами обеспечивающими элементы виртуальной реальности, в том числе дополнении объектно-ориентированной методологии при разработке моделей с использованием AR-дополненной реальности, искусственных нейронных сетей, голосового помощника. Обоснована необходимость создания единой системы подготовки, начиная от номера расчета у орудия, заканчивая управлением подразделением, таким как взвод, батарея или дивизион. Это делает перспективным создание многопрофильных тренажеров, входящих в единую локальную сеть, на которых можно отработать действия на любой должности. Показано, что проектирование и разработка тренажеров на ее основе является необходимым, рентабельным и инновационным процессом. Разработанные и представленные в статье методики обсуждались в 2018 и 2019 годах на различных конференциях, и некоторые положения практически реализованы в отдельных войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации и научно-исследовательских организациях.Список источников:
1. Нестеренко А.А. Перспективы развития тренажеров для подготовки офицеров артиллеристов: монография / А.А. Нестеренко. – СПб: МВАА, 2019. – 49 с.5. Горлушкина Н.Н., Григорьева Е.И., Пузырев Д.А., Клишин Н.Д., Поляков С.К. Онлайн тренажер для обучения слепой десятипальцевой печати // Экономика. Право. Инновации. 2020. № 2. С. 62–67.
Аннотация
В статье рассматриваются особенности организации взаимопроверки работ обучающихся с использованием цифровых технологий в условиях смешанного обучения. Процесс обучения весной 2020 года претерпел коренные изменения из-за эпидемиологической обстановки в мире. Опыт проведения занятий в дистанционном режиме, полученный авторами, может быть полезным для организации занятий в новых условиях, а также послужить базисом для дальнейших исследований в области поиска новых методических и технологических средств. Описывается опыт организации обратной связи при взаимодействии со студентами в дистанционном режиме. Наиболее сложным в этом процессе является контроль обучения, поэтому в статье этому уделяется основное внимание. На основе анализа существующих подходов к организации взаимопроверки предлагается модель такой организации и средства для ее реализации. Организация контроля рассмотрена на примерах проверки правильности оформления отчетов студентами, что всегда трудоемко, и выполнения творческого задания, что сложно формализуется для проверки.Список источников:
1. Смирнова О.Б., Приходько М.А., Долгова Л.В. Об организации взаимопроверки в условиях промежуточного контроля по математике // Актуальные вопросы образования и науки. 2019. № 2. С. 55–58.17. Насыров Н.Ф., Горлушкина Н.Н., Валитова Ю.О., Тартынских П.С. Автоматизация организации взаимопроверки работ обучающихся с использованием разработанного плагина для LMS Moodle. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2020. № 8. С. 88–94.
Аннотация
В статье рассматривается тема спортивных инноваций, их степень развития в современном мире, а также некоторые конкретные автоматизированные средства помощи арбитрам. Первая часть исследования посвящена истории появления автоматических комплексов и обзору компаний, выпускающих такие системы. Анализируются способы использования и технические принципы программно-аппаратных комплексов в различных видах спорта и их особенности. Исследуются патентные и непатентные источники информации с целью более детального рассмотрения технологий и анализа уровня техники. Также в статье рассматриваются перспективы развития интеллектуальных систем. Результатом исследования является общая оценка развития интеллектуальных систем в спортивном судействе и создание прогноза для данной области рынка.Ключевые слова: автоматизированные средства помощи, комплекс Hawk-Eye, компания Hawk-eye Innovations, система VAR, система Goal Line Technology
Список источников:
1. Изаак С.И., Каргин Н.Н., Соловьев К.А. Стратегия инновационного развития в индустрии спорта // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 3. С. 315–317.8. Николаев А.С. Управление инновационной деятельностью предприятия с помощью методов патентной аналитики и патентных ландшафтов // Экономика. Право. Инновации. 2019. № 2. С.49–55.
Аннотация
Проведен анализ аддитивной технологии 3D-печати в формате построения инновационного ландшафта. Определены перспективы рынка рассматриваемой инновации, даны рекомендации по дальнейшему развитию. Дана характеристика аддитивной технологии, рассмотрена классификация по признакам, оказывающим влияние на качество конечного изделия, скорость производства и стоимость изготовления. Приведена география производства с обозначением мировых лидеров, определена рыночная ниша продукта и его сегменты. Выполнены оценка разработанности технологии, масштабности применения на данный момент времени, выявлены существующие недостатки, которые могут негативно повлиять на производство, а также даны рекомендации о целесообразности её распространения. На основе анализа непатентных источников представлены данные об этапах развития 3D-принтеров в странах, лидирующих по использованию данной технологии, а также рассмотрены области с наиболее высокой степенью внедрения инновации в производство. По результатам полученных данных дана оценка аддитивной технологии как перспективной инновации, обеспечивающей конкурентное преимущество компаний.Список источников:
1. Google Trends [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trends.google.ru/trends/?geo=RU6. 3D печать: триумф спустя 30 лет // IQB Technologies [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.iqb.ru/chuck-hull-story
7. 3D-принтер. Что это и как он работает // GeekBrains [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://geekbrains.ru/posts/how_3d_printing_works11. Дробот П.Н., Галиуллина А.Ш., Тимофеева В.А., Сбитнева А.А. Инструменты управления инновационными проектами // Экономика. Право. Инновации. № 2. 2020. С. 46–53
Аннотация
В статье рассмотрено текущее состояние и степень развития технологии «умных» весов. Дано описание принципа их действия, раскрыта сущность понятия технологии Bioelectricalimpedanceanalysis (биоимпедансный анализ). Приведены исторические предпосылки возникновения технологии, описаны лабораторные исследования, проводимые в данном направлении учеными разных стран, сделан анализ первых публикаций по теме биоимпедансного анализа. Далее в статье рассмотрено современное состояние рынка «умных» весов. С помощью статистических данных, исследований патентных и непатентных источников проведено сравнение характеристик основных моделей весов различных ценовых категорий. Сделаны выводы о дальнейшем развитии рынка «умных» весов.Список источников:
1. Гайворонский И.В., Гайворонский И.Н., Ничипорук Г.И., Ничипорук Н.Г. Биоимпедансометрия как метод оценки компонентного состава тела человека. – СПб.: Вестник Санкт-Петербургского университета медицины, 2017. – С. 5.11. Совместное предприятие Сбербанка России и компании «Яндекс» в сфере поиска товаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://market.yandex.ru/
E-mail: olya.tsyvareva@yandex.ru
Аннотация
В статье произведен анализ государственных закупок, осуществляемых Федеральной таможенной службой. Исследование проводилось на основе данных, представленных в итоговых докладах о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы, отчетах о проведенных Федеральной таможенной службой государственных закупках, а также с использованием сайта Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет. В работе также сделан краткий обзор литературы по тематике государственных закупок. Приведена основная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность Федеральной таможенной службы России в сфере государственных закупок, выделены основные структуры, занимающиеся организацией закупок в таможенных органах. В статье рассмотрена и представлена динамика расходов таможенных органов на осуществление в изучаемый период (2015–2019 гг.) государственных закупок. В ходе анализа были выявлены наиболее часто используемые в таможенных органах формы государственных закупок, приведена динамика частоты такого использования. Важным аспектом анализа стало исследование структуры и динамики государственных закупок, осуществляемых Федеральной таможенной службой, в разрезе объектов таких закупок. На основе полученных данных выявлены категории объектов, имеющих наибольшие доли в стоимостном объеме закупок таможенных органов, рассмотрена динамика долей этих объектов в изучаемый период. Также предложены возможные объяснения для динамического роста долей информационных технологий в стоимостном объеме закупок Федеральной таможенной службы до 2017 года.Список источников:
1. Доклад о результатах закупочной деятельности ФТС России за 2019 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/gos zakupki/informacziya-po-itogam-zakupochnoj-deyaе tel-nosti-fts-rossii11. Мельников В.В., Лукашенко О.А. Эволюция механизма аукциона при государственных закупках в России // Terra Economicus. 2019. № 1.С. 8–23.
Аннотация
Нетарифные меры занимают важное место среди средств регулирования внешнеэкономической деятельности. Нетарифное регулирование выполняет функции защиты национального рынка, предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и чувствительных товаров, экономической поддержки отечественных товаропроизводителей, налаживания импортозамещающего производства, защиты граждан, животных, растений, окружающей среды, морали, правопорядка, культурных ценностей. Современная практика количественной оценки нетарифных мер включает в себя методы создания баз данных, расчета коэффициентов частоты применения нетарифных мер и покрытия импорта (экспорта) нетарифными мерами, сравнения цен на товары внутри страны и на международном рынке, расчет адвалорного коэффициента нетарифных мер. Данные методы позволяют оценить степень распространенности нетарифных мер, частоту их применения, воздействие на цену товара, однако их нецелесообразно использовать для оценки эффективности применения нетарифных мер во внешней торговле. Апробация функциональной методики оценки эффективности применения мер нетарифного регулирования в Республике Беларусь в составе ЕАЭС показала, что в настоящее время меры нетарифного регулирования оказались эффективны при их использовании в целях предотвращения дефицита товаров на внутреннем рынке во время пандемии коронавирусной инфекции, а также для обеспечения продовольственной безопасности, налаживания импортозамещающего производства и предотвращения исчерпания «чувствительных» товаров. Нетарифные меры регулирования оказались неэффективными при их использовании для экономической поддержки отечественного цементного производства и регулирования уровня конкуренции в данной отрасли.Список источников:
1. Батычков В.Т. Таможенное право в вопросах и ответах. – Таганрог, Издательство ТРТУ, 2011 г. – 199 с.9. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь // МАРТ Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mart.gov.by/
Аннотация
В настоящее время перед Российской Федерацией стоит задача наращивания объемов несырьевого экспорта. Авторами проанализирована динамика, товарная структура и структура экспорта России в зависимости от сырьевой принадлежности. Развитие экспорта должно происходить максимально разветвленно и дифференцированно по отраслям, странам, структуре и объему поставок. Анализом статистических данных подтверждено, что при низких показателях осуществления экспорта сложной продукции высокотехнологичных отраслей промышленности невозможна полноценная интеграция в мировое экономическое пространство, эффективное развитие страны и ее территорий, а значит, и выполнение стратегических задач по форсированию темпов роста экономики страны. Для того чтобы экспортировать сложную продукцию, участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сталкиваются не только с технологической отсталостью промышленности и неконкурентоспособностью российских товаров, но и с тарифными и нетарифными барьерами, сдерживающими этот экспорт. В структуре нетарифных барьеров авторами были выделены административно-правовые и информационно-технические. Безусловно, барьеры, с которыми сталкивается участник ВЭД при экспорте продукции, отрицательно влияют на образ таможенного органа, что снижает количество фирм, заинтересованных во внешней торговле. Для решения этих задач таможенные органы должны создать благоприятные условия для увеличения несырьевого экспорта, а именно, снизить количество контрольных мероприятий в отношении участников ВЭД, создать единое окно путем образования единого центра и повысить прозрачность работы контролирующих органов.Список источников:
1. Bruno Lanfranco. South American export trends a-head // 9th TRT World Rice Conference proceedings. November. 2017. (in Eng)14. АО Российский экспортный центр // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/
Аннотация
В статье определена важность наличия необходимого количества товарных запасов как у поставщика, так и у дистрибьютора. Рассмотрены мотивы создания оптимальной организации процесса управления товарными запасами, проанализирована модель классического подхода к управлению запасами, отражены недостатки данной модели. Сделан вывод о том, что эффективное использование товарных запасов оказывает влияние на состояние и динамику активов предприятия, а также на их оборачиваемость, рентабельность.Список источников:
1. Anurag Singh Bisht. Various issues concerning Vendor Managed Inventory [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate. net/publication/340546008_Various_Issues_Concerning_Vendor-Managed_Inventory_VMI (in Eng)10. Репин А.Д. Совершенствование системы управления запасами на основе технологии VMI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(30).pdf
Аннотация
В статье рассмотрено развитие казенной промышленности в России на рубеже XVII–XVIII вв. в эпоху правления Петра Великого. В работе показано, что экономическая политика правительства строилась на основе доктрины меркантилизма. Описана история создания казенных предприятий. Проанализирована статистика предприятий: собрана информация об их количестве, рассчитана их структура по критерию права собственности – казенные или частные. Изучены основные виды деятельности, в которых они функционировали более трех столетий назад. Выявлено, что в целом частных предприятий было чуть больше половины, однако в разных отраслях ситуация различалась, иногда кардинально. Период активного строительства казенных предприятий пришелся на начало XVIII в., когда действовала приказная система управления государством. В основном это были предприятия, удовлетворявшие военные нужды России. Подробно исследован вопрос передачи предприятий от государства частным лицам. Установлено, что Петр I довольно активно начал передавать казенные предприятия в частную собственность с 1711 г. При этом практиковал скорее принудительный порядок, который можно назвать одной из особенностей управления казенной промышленностью. Выделены основные три способа передачи предприятий из казны: в счет передачи продукции предприятия в казну в полном объеме либо ее части в течение определенного времени, либо в счет денежных отчислений в казну в течение определенного времени. Выявлены основные условия передачи, в т. ч. цель, срок, цена и др. Сделано предположение о том, что одним из направлений возможных будущих исследований могло бы стать сравнение нормативного регулирования деятельности казенных и частных предприятий в период кон. XVII– нач. XVIII вв.Список источников:
1. Дойников П.И. История центральных органов управления казенной промышленностью в России, XVII–XIX вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 – Теория и история государства и права; История учений о праве и государстве. – Москва, 2009.Аннотация
В статье рассматриваются инновационные инструменты управления человеческим капиталом организации. Проведен анализ концепции управления человеческим капиталом организации, в рамках которого проанализированы существующие направления развития концепции человеческого капитала и вклад зарубежных и российских исследователей. Были выделены основные положения концепции и ее особенности. Посредством проведенных опросов руководителей инновационно-активного и интеллектоёмкого бизнеса выявлена связь человеческого капитала и инновационного развития организации. Выяснилось, что конкурентное развитие компании зависит не только от решений руководства, принимаемых на высшем уровне, но и от ресурсного состояния сотрудников, которые создают инновационные технологии, новые продукты, административные новшества. Проведен анализ существующих инструментов, используемых российскими компаниями для управления человеческим капиталом. Выявлено мнение экспертов маркетинга и менеджмента на проблему управления человеческим капиталом в организациях, а также на проблему внедрения концепции и используемого блока инструментов. Опрошены сотрудники инновационно-активных и интеллектоемких компаний на предмет обучающих инструментов, используемых для развития потенциала сотрудников.Список источников:
1. K. Alkhaldi, M. Austin, B. Cura, D.Dantzler, L.Holland, D. Maples, J. Quarrelles, R. WeinkleJr, L. Marcus. Are you ready? Crisis leadership in a hyper-VUCA environment // Am J Disaster Med. 2017 Spring; 12(2):107-134. (in Eng)8. Ожиганов Э.Н., Никитина А.Г. Основные на-правления исследований человеческого капитала в современной зарубежной и российской науке // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. №6. C. 307–309.
Аннотация
В работе показан весь цикл работы с результатом интеллектуальной деятельности «под ключ», начиная с выбора режима правовой охраны, который включает в себя исследование патентоспособности, составление формулы полезной модели и других документов, необходимых для получения патента, и заканчивая выявлением наиболее эффективных способов его коммерциализации. В качестве объекта исследования было выбрано техническое решение победителя конкурса «Школьный патент» – настольная лампа с беспроводным зарядным устройством для смартфона. В ходе работы был разработан двойственный подход к патентной охране и коммерциализации исследуемого объекта как многофункционального устройства. Рассмотрена возможность его охраны как в качестве настольной лампы с дополнительной функцией зарядки смартфона, так и в качестве беспроводного зарядного устройства для различных гаджетов, расположенного в корпусе электробытового прибора.Список источников:
1. Амангельды А. Формы и способы защиты прав в сфере интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2013. № 3. С. 43–54.5. Walsh JP, Cohen WM, Arora A. Working through the patent problem // Science. 2003. № 299 (5609) (in Eng)
Аннотация
В данной статье рассматриваются и предлагаются пути и способы решения генеральной задачи таможенной борьбы с преступностью в сфере искусства путем разработки теоретических, организационных и оперативных концепций, рассчитанных на долгосрочные меры.Список источников:
1. Воротынцева Т. М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. — СПб.: Троицкий мост, 2017. — 162 с.4. Информационно-практический журнал "Охраняется государством". 2018. № 1.
5. Convention concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage 1972. Available at: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID =130 55&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION= 201. html (in Eng)13. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 289-ФЗ от 03.08.2018 // СПС «КонстультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru
Аннотация
Инновационные технологии развиваются со стремительной скоростью, поэтому рассмотрение и анализ возможностей их использования является весьма актуальной темой на сегодняшний день. То же относится к дополненной реальности (англ. Augmented Reality, AR). Многие люди в той или иной степени уже сталкивались с AR. Для кого-то она стала приятным развлечением, для кого-то удобным инструментом для упрощения жизни. Однако помимо полезности использования для обычного человека, отдельно следует выделить и возможности ее применения в производстве и бизнесе. В статье проанализированы сферы, в которых возможно применение дополненной реальности, начиная от популярного на сегодняшний день развлекательного сектора и заканчивая областью маркетинга, а также описана разнообразность использования технологии. На основании данного анализа были сформулированы варианты использования технологии в секторе складской логистики, принципы работы и проблемы, решение которых возможно посредством применения технологии дополненной реальности.Список источников:
1. Изместьев Д. Дополненная реальность увеличивает продажи // Журнал Forbes. 2017. С. 1–2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/tehnologii/338771-kto-pridet-vsled-za-pokemonami-dopolnennaya-realnost-uvelichivaet-prodazhi5. R. Kaiser, D. Schatsky. For more companies, new ways of seeing. Momentum is building for augmented and virtual reality in the enterprise // Deloitte University Press [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/ dam/insights/us/articles/3768_Signals-for-Strategists _Apr2017/DUP_Signals-for-Strategists_Apr-2017.pdf (in Eng)
Аннотация
В работе проведен анализ патентной и непатентной информации, сегментация рынка и оценка перспективных направлений развития технологии голосового ассистента. Создание систем автоматического распознавания речи является популярным направлением в области развития информационных технологий. На данный момент наиболее комплексным продуктовым решением в исследуемой области является голосовой помощник, поскольку описываемое решение включает в себя использование всех существующих речевых технологий: систему распознавания речи, систему анализа и обработки речи, систему синтеза речи и голосовую биометрию. Актуальность проведенного исследования обусловлена широким распространением голосовых помощников и глубиной проникновения голосовых ассистентов в повседневную жизнь людей. Такой эффект обусловлен универсальностью в использовании и положительным принятием инновации потребителями. К преимуществам голосовых помощников относится то, что их популяризация и расширение географии и областей применения повышает их эффективность, так как голосовые ассистенты способны к постоянному самообучению.Список источников:
1. DK-hHo. Voice-controlled virtual assistants for the older people with visual impairment // Nature. Available at: https://www.nature.com/articles/eye2017165 (in Eng)21. Хрестофоров Р. NASA отправит в космос голосового помощника // Новости космоса и астрономии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rwspace.ru/news/nasa-otpravit-v-kosmos-golosovogo-pomoshhnika.html?fbclid=IwAR2PxCyq1qp_lUxolUPs0FfMv-Lc-phV5pM08M5yfHH7TCNqPKSfdT0xajE
Аннотация
Работа посвящена выявлению взаимосвязи между индексом инновационного развития и различными глобальными показателями, характеризующими уровень экономического развития стран всего мира. В настоящий момент стремление к инновационному развитию является приоритетным направлением для большинства стран. Каждый день можно услышать о новых достижениях в области науки, техники, медицины и образования. Для оценки степени влияния инноваций на жизнь людей в работе был проведен корреляционно-регрессионный анализ, по результатам которого были определены рекомендуемые сферы развития государств. Был исследован Индекс Инновационного Развития (ИИР), его составляющие, методология расчета. Рассмотрены пять индексов, которые характеризуют уровень развития стран, и методы их расчетов: Индекс Человеческого Развития (ИЧР), Индекс Образования (ИО), Индекс Человеческого Капитала (ИЧК), Индекс Счастья (ИС), Индекс Процветания Стран (ИПС). В результате исследования выявлена взаимосвязь между ИИР и другими индексами путем расчета коэффициента Пирсона по данным рейтингов 125 стран, проведен анализ полученных результатов. Сделан вывод, что социально-экономическое развитие страны во многом определяется уровнем развития сфер образования и здравоохранения, поэтому для улучшения и поддержания благосостояния населения государствам необходимо вкладывать как материальные, так и нематериальные ресурсы в инновационное развитие данных областей.Список источников:
1. Данилина С.А. Инновации и их роль в современном мире // Трибуна ученого. 2019. № 11. С. 132–138.8. Архипова М.Ю., Лебедев А.В. Инновации и уровень жизни населения: взаимосвязь, тенденции, перспективы // Экономика, cтатистика и информатика. 2012. № 6. С. 91–95
Аннотация
В статье рассматриваются основные digital-инструменты повышения качества услуг в сфере индустрии красоты; выделяются задачи, которые решаются такими инструментами для построения маркетинговой стратегии. Актуальность данной темы объясняется ростом предложения услуг в сфере красоты, что приводит к усилению конкуренции и поиску новых путей привлечения клиента и установления крепкой взаимосвязи с ним. Кроме того, внедрение новых цифровых технологий в деятельность компании в сфере красоты способствует оптимизации человеческих ресурсов, сокращению времени на рутинные операции, созданию более уникального и персонализированного предложения для клиента. Указанный в статье digital-инструментарий помогает организациям собирать и систематизировать данные о клиентах, отслеживать историю их покупок (в данном случае, получения beauty-процедур) и на основе этой базы данных формировать особое предложение. Новизна данной темы обусловлена тем, что большинство компаний в индустрии сервиса используют традиционные методы установления связи с клиентами, а именно бумажные носители, телефонную связь. Причиной этого является отсутствие знаний о существующих инструментах в области коммуникации с клиентами, недостаточные компетенции специалистов отдела маркетинга и отсутствие средств на внедрение таких инструментов в деятельность компании. При максимальной ориентации на потребителя, его потребности и при установлении долгосрочной связи с помощью digital-инструментов компания сможет увеличивать свою прибыль и создавать большое и лояльное комьюнити из своих постоянных клиентов. В условиях высокой конкуренции и цифровизации общества большую долю рынка будут занимать именно те компании, которые переносят часть своей деятельности в цифровое пространство и постоянно обучают своих сотрудников инновационным механикам взаимодействия с потребителем и оказания профильных услуг.Список источников:
1. Аганина Р.Н., Андронова Т.А. Интернет-реклама в эпоху цифровизации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2020. № 7 (71) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vestnik.msal.ru/jour/article/ view/1155