E-mail: yanova.ea@gmail.com
Аннотация
Авторами статьи рассматриваются особенности функционирования рынка образовательных технологий. Проводится анализ привлекательности проектов на рынке цифровых образовательных решений с позиции их основных заказчиков и потребителей. Основной фокус статьи сделан на российской системе высшего образования, поскольку именно высшие учебные заведения сегодня становятся не только драйверами научной деятельности страны, но и центром формирования у обучающихся компетенций в сфере инновационного предпринимательства. Данный вектор развития российского высшего образования приводит к необходимости постоянного совершенствования деятельности организаций, вынужденных перестраивать свои бизнес-процессы и предлагать новые образовательные продукты с максимальной степенью практической ориентации. Только так высшие учебные заведения могут поддерживать свою конкурентоспособность как на национальном, так и на международном уровне. В статье даются оценки данной тенденции, а также приводится авторский подход к пониманию условий и принципов функционирования отечественного рынка EdTech, включающий в себя классификацию основных игроков рынка и определение самого сектора, занимающего уникальное положение на стыке науки и бизнеса.Список источников:
1. The State of Higher Education: Challenges and Opportunities in 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pwc.com/us/en/ industries/health-industries/library/higher-education-perspectives.html (in Eng.).13. Bogdanova A.A., Zarembo V.E. EdTech Market in Russia: Trends and Development Scenarios // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2020. № 8. С. 38–46. (in Eng.).
Аннотация
Авторы исследовали результаты реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стимулирования развития и внедрения инноваций за период 2010–2019 гг. как в целом, так и в сфере здравоохранения. Установлено, что планомерное увеличение бюджетных расходов на научные исследования и разработки даже при условии развития инфраструктуры не позволяет достичь сопоставимого уровня инновационной и публикационной активности по сравнению с теми государствами, где основную массу расходов на научные исследования и разработки составляют средства бизнеса. Вызвано это низким уровнем релевантности проводимых НИР, незаинтересованностью бизнеса в освоении их результатов и введении в производство. Сформулирована рекомендация по модернизации системы разработки грантов посредством усиления государственно-частного партнёрства на этапе формулирования задач для грантов.
Список источников:
1. Черных С.И. Национальная безопасность, стратегическое планирование и проблемы бюджетирования в сфере исследований и разработок / С.И. Черных, Л.Э. Миндели // Общество и экономика. 2019. № 10. C. 12.14. Национальный доклад об инновациях в России. – М.: Минэкономразвития, Открытое правительство, РВК, 2016. – 39 c.
Аннотация
Целью данного обзора литературы является исследование научных публикаций и других источников, касающихся изучения детерминант уровня обменного курса российского рубля. Для анализа было изучено 35 статей, из которых были отобраны двадцать две, общий объем составил 414 страниц. В данной работе были проанализированы актуальные эмпирические статьи с целью выявления факторов, определяющих колебания курса российского рубля. Был проведен анализ различных моделей, ряд которых наиболее эффективен для анализа: от базовой линейной регрессии до структурной векторной авторегрессии, через обычные наименьшие квадраты или модели коррекции векторных ошибок. В работе были изучены проблемы: какие комбинации переменных используются для изучения факторов, влияющих на российскую валюту; важно ли учитывать цены на нефть, процентную ставку и индекс потребительских цен; целесообразно ли рассматривать их все вместе в одной модели;получены ли сходные результаты в других исследованиях; необходимо ли добавлять такие переменные, как ВВП, цена на золото, цена на газ, агрегат М2 или санкции. В данной работе проведено сравнение данных каждой модели и сделана попытка выяснить, существует ли один наилучший способ изучения детерминант курса российской валюты.Список источников:
1.SamotesovA., Strelkovskaya A., Kazachkova D.The History of the Ruble Origin. ББК 72 П78. 2018. p. 44.Аннотация
Новгородский регион имеет исключительно благоприятное географическое положение, однако в период общего спада экономики страны расположенные в регионе предприятия оказались неконкурентоспособными, резко сократив выпуск своей продукции. В современных условиях самым многочисленным сектором экономики являются представители малого и среднего бизнеса, на который нацелены программы поддержки и стимулирования развития Банка России. Новгородский регион создает муниципальную программу развития данного сектора экономики, где определена совокупность различных мероприятий, конечной целью которых является предоставление абсолютного доступа к финансовым и другим ресурсам. Помимо данных мероприятий проводится обучающая деятельность, заключенная в предоставлении информационных семинаров в различной форме. В статье представлен анализ ряда проблем в развитии предпринимательства в Новгородской области, конкретизированы теоретические аспекты в изменении делового климата. Выделены обоснования необходимости государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. В исследовании обозначены две основные проблемы предпринимательской активности: социально-экономическое развитие Новгородского региона и развитие предприятий малого и среднего бизнеса.Список источников:
1. Скурaтoва A.В. Зарубежный опыт проведения денежно-кредитной политики центральными банками и возможности его применения в России // Банковские услуги. 2015. № 2. С. 10–14.7. Mаnkiw N. Gregory. Macroeconomics. Ninth edition. New York, NY: Worth. 2016. (in Eng.).
Аннотация
Актуальным трендом в настоящее время становится применение educational-маркетинга: компании в различных отраслях используют образовательные инструменты для формирования интереса к бренду и повышения лояльности посредством придания бренду статуса эксперта. Статья посвящена исследованию интеграции educational-маркетинга в различные бизнес- и социально-культурные проекты. Ценность данной работы авторы видят в разработке метода, который поможет абстрагироваться от отраслевой привязки в выборе и применении образовательных инструментов и форматов при решении маркетинговых задач. В процессе исследования было обращено внимание не только на цели использования образовательного маркетинга, но и на готовность компаний его использовать. В рамках исследования был проведен анализ мировых и локальных трендов социума, бизнеса и сферы образования; изучены современные технологии educational-маркетинга. Проведен бенчмаркинг более 40 проектов, в которых так или иначе используется образовательный маркетинг. Методология исследования также включает серию глубинных интервью и анкетирование потребителей. В ходе исследования было обращено внимание на цели применения образовательного маркетинга, готовность компаний его использовать, потенциал внедрения инновационных форматов и инструментов educational-маркетинга в деятельность компаний. При анализе потребителей внимание было сфокусировано на целях потребления образовательного контента, ценностях и стиле жизни в контексте образования. В результате исследования сформирована авторская классификация проектов с точки зрения применения инструментов образовательного маркетинга. Итогом исследования стал метод применения educational-маркетинга. При формулировании метода было принято решение опираться на два критерия: ситуация потребления обучающего контента потребителем – стрессовая или life-longlearning; тип компании по использованию инновационных форматов и инструментов educational-маркетинга: консерваторы, приверженцы баланса, инноваторы. Данный метод поможет компаниям любой отрасли использовать различные форматы и инструменты educational-маркетинга для выстраивания отношений с потребителями и формирования лояльности к бренду.Список источников:
1. Исследование российского рынка онлайн-образования от Нетологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://drive.google. com/file/d/1uJrSvY2IQRxB3GtG9J-Uk5NwpEIGnwqp/view5. Вейдаш К., Быков В. Сначала знания: как работает обучающий маркетинг // РБК. 2020. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pro.rbc.ru/news/5fc0e97e9a79473f09b76632
Аннотация
Статья посвящена исследованию системных связей и закономерностей развитияв РФ передовых производственных технологий с 2010 по 2018 годы на основе ретроспективной информации, а также подходам к ее анализу. Выполнен обзор актуальных публикаций по исследуемой тематике, по результатам которого сделан вывод о том, что многие проблемы разработки и внедрения инновационных технологий имеют системный характер и остаются нерешенными. Исследованы модели динамики отдельных показателей инноваций, а именно: числа разработанных и используемых передовых производственных технологий (ППТ). Отмечены положительное сокращение в рассматриваемом периоде разрыва между используемыми и разработанными ППТ, а также более высокие темпы роста последних. Представлены результаты моделирования динамики частотных распределений, медианных и модальных значений показателей. Выявлена схожесть ситуаций в большинстве регионов страны, за исключением отдельных субъектов (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Нижегородская обл.), где наблюдаются более благоприятные условия. Показана разница в закономерностях роста медианных и модальных значений, причем для обоих доминирует показатель количества использованных технологий. Обнаружено увеличение асимметричности частотных распределений числа ППТ в разрезе регионов РФ. Методом многократного рейтингования выявлены субъекты, ситуация в которых более благоприятна по количеству разработанных и использованных ППТ, но регионов, одновременно лидирующих по обоим показателям, не выделено.Список источников:
1. Бездудная А.Г., Фраймович Д.Ю., Гундорова М.А. Оценка распространения передовых производственных технологий и уровня производительности труда в регионах РФ // Cборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Управление инновационными и инвестиционными процессами формирования и развития промышленных предприятий в условиях цифровой экономики», 2018. С. 24–30.12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru
Аннотация
Среднее предпринимательство во многих странах играет стабилизирующую роль в экономике. Статья посвящена вопросам оценивания ситуации со средним предпринимательством в России в период с 2010 г. по 2019 г. Цель исследования – анализ развития среднего предпринимательства в России, в том числе по федеральным округам. Выполнен анализ опубликованных результатов исследования по данной тематике в экономическом и инструментальном разрезах. Рассмотрена динамика количества средних предприятий в России. Выделены «успешные» округа, сделаны количественные оценки. Выявлена тенденция уменьшения численности занятых на таких предприятиях. Проанализирована динамика оборота средних предприятий и сопоставлена с численностью работающих. Сделан вывод, что в отдельные годы между этими показателями существовала зависимость, но в целом за период – нет. Рассмотрено изменение производительности труда, установлено наличие положительной динамики по России в целом и по округам. Выполнен структурный анализ инвестированных средств в основной капитал в разрезе федеральных округов и в разрезе видов основных фондов. Выявлена их естественная структура, выделены наиболее и наименее благоприятные в этом плане годы. Сделан общий вывод, что целесообразным и востребованным является развитие в стране этой формы хозяйствования, в частности, в рамках реализуемых Национальных проектов.Список источников:
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. 2018. № 97.Аннотация
При быстро меняющейся конкурентной среде для компаний, работающих на рынке высокотехнологичных процессов, важным аспектом является выбор правильной стратегии для дальнейшего технологического развития и приоритетных сегментов рынка. Развитие инновационной деятельности в области таких процессов, в том числе и в сфере аддитивного производства на мировом рынке, невозможно без обмена информацией и сотрудничества между разными странами. В ближайшее время ожидается резкое увеличение объема рынка. Большинство компаний на этом рынке имеют ограниченные ресурсы, что требует получения высокой нормы прибыли на свои инвестиции и соответствующей им защиты. Непринятие этих мер может создать серьезную угрозу для успеха организации. Для выхода на следующий этап необходимо правильно оценить текущий уровень и условия, способствующие накоплению знаний и научной информации. Такая оценка может быть сделана на основе собранных данных. Вариантом таких данных могут выступать статистические показатели, качественно и количественно характеризующие аддитивное производство. В статье приведен анализ современных трендов и статистических показателей, характеризующих международное сотрудничество в области инновационных процессов, в том числе и аддитивных технологий. Перечислены основные каналы для трансфера аддитивных технологий, указаны структурные объединения, отвечающие за развитие и распространение знаний в этой области в различных странах. Проанализирована динамика изменения объема государственных бюджетных ассигнований на научно-конструкторские работы на одного ученого для лидирующих европейских стран, а также продемонстрирована зависимость увеличения публикационной активности авторов от изменения соотношения числа исследователей на миллион человек населения для разных стран. Определены страны-лидеры по получению дохода от торговли оборудованием и технологиями в области аддитивного производства. Выявлена страна, имеющая наибольшее число патентов области аддитивных технологий.
Аннотация
В статье был проведен патентный анализ и рассмотрены перспективы развития системы автоматической шнуровки. Исследованы аналоги и прототипы, предшествующие современному виду технологии автошнуровки. В процессе анализа рынка были рассмотрены модели обуви с данной системой, выпущенные на текущий момент, выделены лидирующие компании и компании-пионеры, ставшие первыми в производстве экипировки с интегрированной системой автоматической шнуровки. Также в ходе исследования был проведен анализ патентных и непатентных источников. При изучении патентов были рассмотрены текущие действующие документы, принадлежащие ведущим компаниям, также проведен обзор и сравнительный анализ с патентами, на основе которых возникло изобретение автошнуровки. Были изучены патентные семейства некоторых компаний, а также выделены основные направления для публикаций патентов. В результате исследования были обобщены данные и сделаны возможные прогнозы дальнейшего развития инновации. Было предложено несколько векторов развития для компаний, которые обладают достаточным потенциалом на текущем рынке спортивной экипировки. Более того, в силу высокого развития современного института интеллектуальной собственности в большинстве стран мира, в том числе в странах, где ведутся основные разработки по данной инновации, было предложено использовать автоматическую шнуровку в таких сферах как космическая и военная экипировка. По мнению авторов, данное изобретение могло бы получить достаточно широкий отклик в подобных сферах в связи с высоким интересом государств и большим финансовым и инвестиционным потенциалом в этих отраслях.Список источников:
1. Reebok Pump. Reebok // SoleCollector [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://solecollector.com/sd/00392/reebok/reebok-pump (inEng.).19. Puma представила самозашнуровывающиеся кроссовки // Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg. ru/2019/02/01/puma-predstavila-samozashnurovyvai ushchiesia-krossovki.html
Аннотация
В работе обоснована необходимость формирования правовых основ биометрических методов аутентификации. Развитие современного общества связано с защитой информации и информационной безопасностью. Биометрические методы аутентификации представляют интерес как инновационная технология, использование которой должно иметь соответствующую правовую основу. Реализация необходимого программного обеспечения должно регулироваться отдельными положениями законодательства об авторских правах. Использование биометрических параметров человека должно также подчиняться законодательным актам. Обосновано разграничение в правовом аспекте двух понятий аутентификация и идентификация. Это связано с тем, что затрагивается возможность доступа как к персональным данным личности, так и к их финансовым активам, поскольку основная сфера использования биометрических параметров – получение государственных и банковских услуг. Рассмотрены нормативно-правовые акты, которые определяют возможность использования биометрических методов аутентификации. В работе сделаны практические выводы о необходимости выделения в российском законодательстве самостоятельной правовой категории биометрические персональные данные. Закрепить, что информация о субъекте персональных данных будет отнесена к биометрическим параметрам идентификации в случае её использования с целью установления личности.
Список источников:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (редакция от 8 декабря 2020 г.): [принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.] // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/7. Аверченков В.И. Защита персональных данных в организации: Монография / В.И. Аверченков, М.Ю. Рытов, Т.Р. Гайнулин. – 3-е изд. стереотип. – М.: Флинта, 2016. – 124 с.
E-mail: aa.yacyk@customs-academy.ru
Аннотация
В статье рассмотрена современная тенденция цифровизации национальной валюты. Показано, что непрерывно развивающиеся технологии влияют на финансовую сферу, что мотивирует экономически развитые страны внедрять новую форму денег. Изучены теоретические аспекты понятия «цифровая валюта», обозначены основные различия цифровой валюты и криптовалюты. Проанализирована концепция цифровой национальной валюты Китайской Народной Республики (далее – КНР) – цифровой юань и выявлены результаты проводимой диджитализации, которая в будущем при успешной реализации проекта цифрового юаня приведет к отказу от наличных денежных средств. Подробно исследованы намерения Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) по введению цифрового рубля в обращение, которые представлены в Докладе для общественных консультаций «Цифровой рубль». Изучены теоретические аспекты понятия «цифровой рубль», обозначены основные различия между существующими формами денежных средств в российской экономике: наличные денежные средства, безналичные денежные средства и цифровые денежные средства. На основе проведенного исследования доклада, представленного ЦБ РФ, были обозначены потенциальные варианты технической реализации цифровой валюты в рамках существующей денежной системы, а также представлена их характеристика. Дана оценка предполагаемому результату реализации концепции цифрового рубля: определены потенциальные преимущества и риски цифрового рубля и проведен их комплексный анализ. Сделан вывод о том, что процесс цифровизации национальных валют является актуальным для мирового сообщества, выступая показателем высокого уровня развития экономики страны. Результатом анализа проекта цифрового рубля, представленного в докладе ЦБ РФ, является вывод о неоднозначности его реализации при текущем уровне экономического развития нашей страны.Список источников:
1. Ситник А.А. Цифровые валюты Центральных банков // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2020. № 9. С. 180–184 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-valyuty-tsentralnyh-bankov/viewer8. Bordo M., Levin A. Central Bank Digital Currency and the Future of Monetary Policy // NBER Working Paper. 2017. № 23711 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/ 10.3386/w23711 (in Eng.).
Аннотация
Одним из важных фактов, характеризующих общеэкономическую ситуацию стран, является инвестиционный климат. Экономический подъем во многом зависит от эффективности инвестирования. Благоприятный инвестиционный климат – важнейшее условие привлечения инвестиционных потоков и последующего экономического роста в стране. Важными критериями принятия решений в сфере инвестиционной деятельности являются оценка инвестиционного климата на макроуровне, а также оценка инвестиционной привлекательности объекта инвестирования. В данной статье проанализировано современное состояние инвестиционной сферы и инвестиционного климата в Российской Федерации. Исследование содержит оценку динамики количества проектов прямых иностранных инвестиций в стране в период с 2015 по 2019 годы, основных стран-доноров инвестиций для России по состоянию на 2019 год, самых привлекательных отраслей и секторов Российской Федерации за 2010–2019 годы. В статье рассмотрены основные регионы-реципиенты зарубежных инвестиций. Также исследование содержит анализ реализации инвестиционных проектов в Российской Федерации по состоянию на 2019 год.Список источников:
1. Кудашкин И. В. Инвестиционный климат России: проблемы и возможные пути их решения // Электронный научный журнал «Вектор экономики». 2019. № 7 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vectoreconomy.ru/Аннотация
Работа направлена на выявление индикаторов влияния пандемии Covid-19 на сферу физической культуры и спорта в разнородных массивах статистических показателей. Использованы данные государственной статистики и данные интернет-статистики, отражающие тематическую онлайн активность населения и различные аспекты состояния организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта. Показано, что несмотря на значительное сокращение денежных поступлений от предоставляемых услуг в этой сфере, профильные организации преодолевают последствия пандемии. Новые формы самостоятельных и онлайн занятий физической культурой и спортом, получившие распространение во время жестких карантинных ограничений, сохраняют популярность у населения. Представлены количественные доказательства этого положения: значения статистических показателей потребления населением услуг физической культуры и спорта, демографии организаций, осуществляющих деятельность в области спорта, к осени 2020 года начали возвращаться к докризисным величинам. Индикаторами востребованности услуг физической культуры и спорта в онлайн форматах являются показатели посещаемости тематических сайтов и публичных страниц в социальных сетях, а также количества тематических поисковых запросов. Установлено, что такой показатель, как количество посещений сайта онлайн тренировок, продолжает возрастать даже после снятия карантинных ограничений.Одним из направлений научных исследования в данной области может быть разработка методов сбора, агрегации и интеллектуального анализа данных, позволяющих оценить степень адаптации организаций физической культуры и спорта к условиям ограничительных мер за счет использования возможностей цифровой экономике.
Ключевые слова: пандемия Covid-19, услуги физической культуры и массового спорта, онлайн активность населения
Список источников:
1. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. 2020. № 4. doi: 10.18334/eo.10.4.111375.Аннотация
В исследовании представлены результаты тестирования зарубежных программных продуктов Optibize™ компании Optibus и MobileyeShield+ компании Mobileye, позволяющих автоматизировать и оптимизировать такие процессы автотранспортных пассажирских перевозок, как диспетчеризация и контроль аварийности в ходе движения транспортных средств. Данные процессы влияют на такие показатели качества обслуживания пассажиров, как скорость, доступность и безопасность общественного транспорта, что определяет актуальность темы исследования. Изучен опыт использования автоматизированных систем в зарубежных странах, а также проведено их пилотное тестирование в условиях работы отечественного перевозчика. Тестирование проведено на базе крупнейшего в Северо-Западном регионе России оператора автобусных пассажирских перевозок СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в рамках соглашений международного сотрудничества с официальными представителями компаний-производителей автоматизированных систем Государства Израиль. В ходе эмпирического исследования был подтвержден функционал автоматизированных систем, собраны показатели работы транспортных средств на пилотных маршрутах, указаны фактически полученные результаты тестирования. Были выявлены экономические эффекты как в части оптимизации технологических параметров работы предприятия, так и в части повышения экономической эффективности производственной деятельности. Наиболее важными считаются получаемые социальные эффекты: повышение точности соблюдения расписаний движения, сокращение риска возникновения ДТП. Выявленные эффекты определяют целесообразность внедрения систем в деятельность компаний, но с учетом необходимой адаптации к специфике управления общественным транспортом в РФ. Результаты исследования имеют практическую значимость для крупных пассажирских автотранспортных перевозчиков и регулирующих органов власти.Список источников:
1. Будрина Е.В. Экономика автомобильного транспорта: учебник и практикум. – М.: Издательство Юрайт, 2017 г. – 268 с.9. Mobileye // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mobileye.com/ (in Eng.).
Аннотация
В статье продемонстрирован проект и реализация алгоритма агрегации данных для будущей рекомендательной системы, ориентированной на поддержку решения по выбору персонализированной схемы питания. Отличительной особенностью классификатора, реализуемого в рамках системы, является тот факт, что на вход он принимает одновременно изображения и текстовые данные для выработки более точных и сбалансированных вариантов решений. Проведен обзор инструментов и подходов на различных этапах агрегации изображений и текстовых данных. Определены метрики оценивания предсказаний реализованной модели для классификации географических меток, а также анализа среднего сентимента отзывов пользователей. Предсказанные географические теги и выявленные тональности комментариев были добавлены в основной датафрейм в качестве дополнительных признаков.Список источников:
1. Data Collection and Pre-processing Techniques [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// developer.qualcomm.com/software/qualcomm-neu ral-processing-sdk/learning-resources/ai-ml-android-neural-processing/data-collection-pre-processing (in Eng.).Аннотация
В работе рассматривается вопрос моделирования цифрового двойника преподавателя в контексте задачи формирования индивидуальных учебных заданий для обучающихся. В рамках решения задач управления процессом формировании индивидуальных заданий предлагается подход, анализирующий закономерности в выборе преподавателем наиболее приоритетных тем и направлений для каждого обучающегося на основе имеющихся данных о его предыдущем опыте. Рассматриваются вопросы поиска закономерностей между цифровыми двойниками преподавателей для последующего предсказания выбора ими тем и разделов учебных материалов для индивидуальной работы обучающихся. В качестве основы создания дата сета для формирования цифровых двойников преподавателей используется методика декомпозиции заданий по тегам (обозначение типичных задач в рамках выполнения заданий обучающимися). В работе описана связь между цифровым следом обучающегося, цифровым следом и цифровым двойником преподавателя.Аннотация
В статье рассмотрены проблемы, возникающие при регистрации в РФ товарных знаков, сходных с именем, фамилией или псевдонимом известного в России лица. На практических примерах показано отсутствие единого подхода к самой возможности регистрации известных фамилий в качестве товарных знаков. Материалы статьи подготовлены в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, а все рассмотренные примеры являются достаточно известными в профессиональной среде спорными ситуациями. Авторами сформировано предложение о необходимости подготовки однозначной трактовки вопроса, связанного с тем, что фамилия, давно ставшая достоянием общественности и входящая в основу национальной культуры, может стать охраняемым элементом товарного знака. В противном случае правообладатель данного товарного знака получит монопольное право использования имени и фамилии известного в стране деятеля политики, культуры, науки и искусства.E-mail: mironn99@list.ru
Аннотация
Аренда является важным и широко используемым финансовым решением. Многие компании арендуют значительное число дорогостоящих объектов, включая автомобили, офисы, электростанции, розничные магазины и самолеты. В 2016-м году Совет по МСФО выпустил новый стандарт МСФО (IFRS) 16 «Аренда», который вступил в силу с 1 января 2019 г. Стандарт не внес существенных изменений в метод учета арендодателей, арендаторы же испытали на себе серьезное воздействие нового стандарта. Они теперь признают почти все договоры аренды в бухгалтерском балансе путем отражения актива, представляющего собой право на его использование в течение определенного периода времени, и финансового обязательства. В статье представлены результаты анализа финансовой отчетности, составленной по МСФО, российских компаний, раскрывающие влияние введения в действие с 2019 г. МСФО (IFRS) 16 «Аренда». По итогам исследования выявлено, что новые правила отражения в отчетности арендованного имущества оказало существенное влияние на отчетные показатели арендаторов, снизив их ликвидность. Кроме того, удалось установить, что некоторые компании, исходя из специфики условий договоров аренды в отчетности, отразили в активе баланса дополнительные статьи, раскрывающие суммы депозитов и страховых платежей.Список источников:
1. Sokolov V.I., Guzov I.N., Generalova N.V., Karelskaia S.N. Applying IFRS in Russia // P. Weetman (Ed.), The Routledge Companion to Accounting in Emerging Economies Taylor & Francis. 2019. DOI: 10.4324/9781351128506. (In Eng.).
2. Гаранина Т.А., Кормильцева П.С. Принятие Международных стандартов финансовой отчетности в России: влияние на ценностную значимость финансовых отчетов // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 6. С. 19–28.
3. Генералова Н.В., Кулдасов С.К. Интерпретация показателей финансовой отчетности в контексте изменения учетной методологии: опыт перехода на МСФО (IFRS) 15 российскими девелоперами // Global and Regional Research. 2020. Т. 2. № 2. С. 139–145.
4. Лисовская И.А. Переход к применению МСФО (IFRS) 15 и МСФО (IFRS) 16 как фактор изменения финансового состояния организации // Учет. Анализ. Аудит. 2017. № 4. С. 27–35.
5. Соколова Н.А., Соколова А.А. Анализ применения IFRS 16 Аренда в контексте его влияния на оценку финансового положения российских и зарубежных компаний // Финансовая экономика. 2020. № 2. С. 217–223.
6. Tumpach M., Juhászová Z., Kubaščíková Z., Krišková P. Datasets of Impact of the First-time Adoption of IFRS 16 in the Financial Statements of Slovak Compulsory IFRS Adopters // Data Brief. 2021 Mar 26;36:106996. DOI: 10.1016/j.dib.2021.106996. PMID: 33869698; PMCID: PMC8047158. (In Eng.).
7. Raoli E. Ttransition to the new lease accounting model (IFRS 16) and companies' performance evidence from Italian listed companies // Academy of Accounting and Financial Studies Journal. 2021. Т. 25. №. 3. С. 1–18. (In Eng.).
8. Veverková A. IFRS 16 and its Impacts on Aviation Industry // Acta Univ. Agric. Silvic. Mendel. Brun. 2019. 67 (5), C. 1369–1377. DOI: 10.11118/actaun201967051369. (In Eng.).
9. Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции по итогам 2019 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://raexa.ru/rankingtable/top_companies/2020/ main
10. Финансовая отчетность компании «Аэрофлот» за 2019 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ir.aeroflot.ru/centr-otchetnosti/finansovaja-otchetnost/msfo
Аннотация
Данная статья посвящена вопросам усовершенствования оценки показателей ликвидности и платежеспособности. Ликвидность и платежеспособность являются одними из основных признаков устойчивости финансового состояния предприятия. Актуальность научной дискуссии подтверждена обзором современных публикаций, в которых отечественные и зарубежные авторы высказывают свои мнения по трактовке, расчету и применению данных показателей. В данном исследовании проводится анализ применения показателей ликвидности и платежеспособности в новых условиях цифровизации экономики. Автором выдвигается гипотеза: под влиянием цифровизации оценка данных показателей может быть искажена, и, как следствие, внешние пользователи могут получать некорректную информацию. В качестве конкретного примера рассмотрены годовые и квартальные данные предприятия ПАО «Аэрофлот» за 2017–2020 годы. В результате их анализа были подтверждены предположения об искажении выводов на основании традиционно рассчитанных показателей. Автором предложен усовершенствованный метод оценки показателей ликвидности и платежеспособности в условиях цифровизации.Список источников:
1. Буткова О.В., Чумакова Н.В., Яковлева Н.В. Платежеспособность и ликвидность: теоретический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 11 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ekoncept.ru/2018/184060.htmАннотация
Малое и среднее предпринимательство (МСП) играет важную роль в экономических механизмах многих стран. В статье рассматриваются основные параметры ситуации, сложившейся в России к началу реализации национального проекта (НП), подходы к управлению и параметры самого проекта. Цель исследования – оценить востребованность этого проекта для страны и обоснованность его индикаторов с учетом особенностей финансирования в контексте управления социальной и экономической системами России. Выполнен анализ опубликованных результатов исследований по данной тематике в экономическом и инструментальном аспектах. Проанализирована представленность малых (включая микро-) и средних предприятий в основных секторах национальной экономики, выделены более «успешные» в этом плане сектора. Дана оценка региональной (по субъектам РФ) структуре таких предприятий в стране на основе частотных распределений, сделаны количественные оценки их основных параметров. Рассмотрена динамика общего и госбюджетного финансирования НП в сравнении с численностью занятых в этой сфере. Проанализировано изменение с течением времени стоимости вновь созданного одного рабочего места и одного субъекта МСП в рамках НП, оценена динамика численности работников в расчете на один субъект МСП. Исследована структура распределения финансовых средств НП между составляющими его федеральными проектами. Сделан вывод, что национальный проект актуален для страны и ее регионов, и для успешного развития МСП целесообразно продолжить совершенствование рыночных механизмов хозяйствования и управления. Сформулированы предложения по дополнению перечня индикаторов НП и учету инфляции, а также снижению расхождений в информации о сфере МСП РФ по данным разных источников.Список источников:
1. Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/info/35563/
2. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nac ionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatel stvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelsk oy_iniciativy/
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru
4. Tae Hee Moon, So Young Sohn. Intelligent approach for effective management of governmental funds for small and medium enterprises // Expert Systems with Applications. 2005. Vol. 29. pp. 566– 572. DOI: 10.1016/j.eswa.2005.04.019. (In Eng.).
5. Taghizadeh-Hesary F., Yoshino N., Fukuda L., Rasoulinezhad E. A model for calculating optimal credit guarantee fee for small and medium-sized enterprises // Economic Modelling. 2020. DOI: 10.1016/j.econmod.2020.03.003. (In Eng.).
6. Fredström A., Peltonen J., Wincent J. A countrylevel institutional perspective on entrepreneurship productivity: The effects of informal economy and regulation // Journal of Business Venturing. 2020. DOI: 10.1016/j.jbusvent.2020.106002. (In Eng.).
7. Kwapisz A. Do government and legal barriers impede entrepreneurship in the U.S.? An exploratory study of perceived vs. actual barriers // Journal of Business Venturing Insights. 2019. Vol. 11. DOI: 10.1016/j.jbvi.2019.e00114. (In Eng.).
8. Тугачева Л.В., Парахина Л.В. Региональный аспект реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Международный журнал «Естественно-гуманитарные исследования». 2020. № 27 (1). С. 187–197.
9. Верзилин Д.Н., Кулакова А.О. Оценка эффективности инновационного проекта по развитию трехмерной геоинформационной системы // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2019. № 1.С. 10–25.
10. Платонова А.А., Кленина А.Ю. Государственная информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2020. № 24 (2). С. 60–63.
11. Полянин А.В., Соболева Ю.П., Тарновский В.В. Оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2020. Т. 18, № 1. С. 32–44.
12. Минаков В.Ф. Конвергенция и дивергенция в экономике: волновая природа // Информационные приоритеты и экономические ориентиры социального развития регионов России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 303–309.
13. Кашин Д.В., Шадрина Е.В. Эффективность механизма поддержки малого и среднего бизнеса в системе государственных закупок Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2019. № 18 (1). С. 94–114. 14. Плотников В.А., Эняева Д.А. Анализ эффективности государственной поддержки субъектов малого предпринимательства (на материалах республики Калмыкия) // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4–3 (43). С. 39–46. 15. Земскова А.К., Хэлльстром Д.А. Проблемы развития делового климата в депрессивном регионе // Экономика. Право. Инновации. 2021. № 1. С. 32–38.
16. Богданова Е.Л., Бровка Г.М., Максимова Т.Г., Николаев А.С. Цифровая культура, навыки инновационного предпринимательства и управления интеллектуальной собственностью – компетенции будущего // Инновации. 2019. № 10 (252). С. 101–109. 17. Трофимов В.В., Трофимова Л.А. Основные тренды и условия активизации процессов цифровой трансформации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 5 (125). С. 139-143.
18. Национальный проект «Цифровая экономика РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/
19. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. // Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379
20. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 гг.» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_216363
Аннотация
Актуальность исследования обоснована влиянием систем менеджмента качества (далее – СМК), внедренных в российских нефтегазовых компаниях, на совершенствование бизнес-процессов, качество продукции и конечные результаты деятельности предприятий. В работе определено влияние системы менеджмента качества ПАО «Газпром» на результаты деятельности компании. Информационно-аналитической базой исследования являются данные нормативно-методической документации, данные периодической печати, информационные ресурсы сети Интернет, а также статистические данные, собранные и проанализированные авторами. В статье рассмотрены стандарты качества в нефтегазовом секторе РФ в целом, а также стандарты, внедренные в ПАО «Газпром» за период 2015–2020 гг., и определено их влияние на результаты деятельности крупнейшей действующей нефтегазовой компании России. Выделены обстоятельства, затрудняющие внедрение СМК в ПАО «Газпром», к которым относятся, прежде всего, трудовые, временные и денежные затраты; особенности функционирования нефтегазовой отрасли; отсутствие в некоторых областях нефтегазового сектора действующих стандартов качества. Благодаря совершенствованию СМК ПАО «Газпром» развивает корпоративную систему управления качеством, успешно внедряет собственную политику СМК у поставщиков и партнеров, проводит аудит СМК и следит за недочетами в области качества. Совершенствование СМК ПАО «Газпром» позволило предприятию увеличить выручку, сократить затраты на производство, снизить количество брака, увеличить удовлетворенность клиентов, повысить нематериальные активы за 2015–2020 гг. за счет повышения стоимости торговой марки, упростить систему участия в закупочных процедурах и тендерах благодаря наличию сертификата соответствия качества международным стандартам. Предложены направления развития для ПАО «Газпром» в области СМК: увеличение удовлетворенности клиентов; доведение качества продукции до международного уровня; более эффективное использование ресурсов; повышение конкурентоспособности и сохранение лидирующих позиций; внедрение интегрированной системы менеджмента качестваСписок источников:
1. Тихоненко В.В., Тихоненко Т.В. СМК на предприятиях нефтегазовой и нефтехимической промышленности // Корпоративный менеджмент. 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/practice/qm_petrol eum.shtmlАннотация
Моделирование бизнес-процессов организации является неотъемлемой частью работ по оптимизации деятельности учреждения. В данной работе дается краткая описательная характеристика рассматриваемой области и формируется список процессов, подлежащих автоматизации, который был выделен по результатам исследования работы дошкольного общеобразовательного учреждения. Первый исследуемый процесс – это процесс постановки задач заведующего воспитателям и другим работникам детского сада и последующий контроль над их выполнением. Следующим процессом был выделен процесс проведения опроса преподавателей в рамках неформальных внутренних аттестаций учреждения с использованием инструментов тестирования. Данные процессы были смоделированы «As Is» для уточнения слабых сторон используемых решений, а затем были предложены варианты их оптимизации в рамках работ по проектированию информационно-методологической системы для дошкольных учреждений. Основная цель такой системы – автоматизация неформальных административных процессов детского сада. Результатом работы являются смоделированные бизнес-процессы «To Be», предполагающие использование современных информационных средств. Предлагаемое решение может быть использовано как в рамках самостоятельных средств, так и в рамках отдельных модулей информационной системы.Аннотация
Авторами работы проведен анализ рынка инновационного товара – «умных» часов в формате инновационного ландшафта в целях выявления перспектив развития анализируемой рыночной ниши. Целью исследования являлось построение инновационного ландшафта рынка «умных» часов для определения инвестиционной привлекательности данной отрасли на основе патентных и непатентных данных. Актуальность темы исследования обусловлена ежегодным увеличением потребительского интереса к «умным» устройствам, сочетающим в себе функционал полноценного смартфона, заключенного в удобный форм-фактор. Рыночный успех товара заключается в функциональном единстве инновационных технологий, контролирующих физическое состояние человека, и удобной формы эксплуатации. В целях выявления перспектив развития рынка товара «умные часы» авторами проведен анализ патентной и непатентной информации. В частности, были рассмотрены и проанализированы запатентованные технологические решения таких ведущих компаний как Samsung и Apple. В целях выявления перспектив развития анализируемой рыночной ниши авторами был проведен анализ пользовательских запросов в поисковой системе Google на основе функционала системы Google Trends Analytics. В результате исследования патентных и непатентных источников информации авторы пришли к выводу о высокой инвестиционной привлекательности рассматриваемой рыночной ниши, а также выработали ряд рекомендательных предложений по развитию рынка «умных» часов. В качестве итоговой формы представления результатов исследования был выбран технологический ландшафтАннотация
Статья посвящена выявлению статистических закономерностей в области регистрации товарных знаков и знаков обслуживания. Для этих целей использованы официальные статистические данные, приведенные в соответствующих государственных сборниках. Анализ динамических изменений действующих свидетельств и поданных заявок позволил сделать позитивные выводы о регистрации средств индивидуализации в России. Также в статье было проведено исследование зависимости между количеством организаций в определенном регионе и количеством зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания и сделаны выводы о том, что выдвинутая гипотеза о наличии возможной зависимости между количеством организаций в определенном регионе и количеством зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания подтвердилась частично. Закономерность действительно существует, то есть с увеличением числа организаций в определенном регионе увеличивалось количество зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания, однако построить четкую математическую модель зависимости не удалось.Аннотация
Статья посвящена анализу государственных инструментов воздействия на внутреннюю инновационную среду и выявлению статистических закономерностей в развитии инновационной деятельности в России. Для выявления закономерностей использованы официальные статистические показатели, приведенные на сайте Федеральной службы государственной статистики, а также данные из иностранных научно-исследовательских публикаций. Проведен анализ четырех основных функций государственного воздействия на инновационную деятельность и выявлены основные методы государственного регулирования в рассматриваемой сфере. Анализ динамических изменений затрат на инновационную деятельность в России, как в текущих, так и в базисных ценах свидетельствует о положительной динамики изменения объема средств, направленных в инновационный сектор страны. Также в статье проведена проверка гипотезы о зависимости между объемом отгруженной инновационной продукции в конкретном субъекте и объемом затрат на инновационную деятельность.Аннотация
В статье обоснован фундаментальный характер концепции множественности капиталов в интегрированной отчетности. Он заключается в том, что формирование стоимости компании основано на участии различных форм капиталов (финансовый, социально-репутационный и т.д.), поэтому необходимо раскрывать все источники создаваемой организацией ценности, а также все ресурсы, используемые в процессе осуществления деятельности. На основе проведенного обзора практики составления нефинансовой отчетности определено количество компаний, которые отдают предпочтение концепции множественности капиталов, и распространенность ее применения на практике.Список источников:
1. Международный стандарт <ИО> (интегрированной отчетности). 2013. С. 40 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://integrated reporting.org/wp-content/uploads/ 2015/03/13-12-08-THE-INTERNATIONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf9. Российская региональная сеть по интегрированной отчетности [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ir.org.ru/index.html
Аннотация
Ежегодное увеличение объемов рынка товаров по уходу за домашними животными предъявляет новые требования к брендам и их коммуникациям. Это обуславливает необходимость создания брендом системы коммуникаций, формирующей устойчивую эмоциональную связь с потребителями. Авторами предложен метод формирования системы коммуникаций бренда на рынке товаров по уходу за домашними животными на основе концепции когнитивного маркетинга, даны практические рекомендации по его применению. Результатом применения авторского метода станет разработка коммуникаций бренда на стратегическом и тактическом уровнях, которые будут направлены на создание единого образа бренда, повышение его узнаваемости и лояльности потребителей, формирование новой модели поведения потребителя при выборе товаров по уходу за домашними животными.Список источников:
1. Gobe M. Emotional branding. A new paradigm connecting brands with people.– BestBusinessBooksPubl. 2015. – 440 p. (In Eng.).Аннотация
В статье проведен анализ роли таких инструментов патентной аналитики как «патентный ландшафт» и «определение уровня техники» в процессе сопровождения инновационных проектов университетскими Центрами трансфера технологий на примере этапа составления заявочных документов на регистрацию объектов патентного права. Поскольку разработка инновационного проекта направлена на выпускновойпродукции, оценка патентоспособности новых технических решений, разработанных в процессе выполнения инновационного проекта, является одной из важных задач патентной аналитики для защиты данных решений как объектов интеллектуальной собственности. В статье представлены результаты практического применения вышеуказанных инструментов патентной аналитики в области создания мобильных сборно-разборных покрытий для временных дорого и стоянок. На основе теоретических положений патентной аналитики авторами проведен анализ патентного ландшафта из 153 российских патентов, ревалентных данной области техники, и разработаны новые технические решения по созданию мобильных сборно-разборных покрытий на основе взаимосвязанных элементов, которые были защищены четырьмя патентами РФ.Список источников:
1. Сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в разрезе ФОИВ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-ob-organizatsiyakh-osushchestvlya yushchikh-obrazovatelnuyu-deyatelnost-po-obrazovatelnym-pАннотация
В статье представлены результаты исследования опыта и эффективности внедрения выделенных полос для общественного транспорта как метода борьбы с заторами на дорогах крупных городов. Рассмотрена проблематика чрезмерной автомобилизации. Изучен опыт и эффективность внедрения полос в таких городах мира, как Чикаго (США), Нэшвилл (США), Гамбург (Германия), Париж (Франция), Висбаден (Германия), Лондон (Англия), Москва (СССР, Россия), Санкт-Петербург (Россия).Выполнен анализ и выделены особенности обустройства полос. Выделены и оценены основные барьеры для применения выделенных полос как метода управления транспортными потоками в мегаполисах. С помощью проведенного экспертного опроса определены наиболее весомые из них для России, а также предложены методы преодоления барьеров или минимизирующие их влияние.Список источников:
1. Обеспеченность автомобилями в крупнейших городах России. ТОП-20 // Автостат. Аналитическое агентство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.autostat.ru/press-releases/46332/11. Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182659/
Аннотация
Исследование посвящено анализу проблем в управлении образовательным процессом в сфере высшего образования в условиях постоянного повышения уровня цифровизации экономики. Актуальность темы обусловлена современным положением дел на рынке труда в реальном секторе экономики и разрывом между содержанием и уровнем высшего образования в сопоставлении с требованиями рынка труда. Внедрение новых технологий, инновационных методов работы, современной техники ведет за собой обновление требований к специалистам, что ведет к пересмотру методов обучения, содержательной части осваиваемых компетенций. В статье приводится систематизация проблем в образовательной сфере (высшее образование), их сравнение и поиск решений данных проблем.Список источников:
1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201612010007.pdfАннотация
В статье исследуется возможность оценивания уровня компетентности производственно-инжиниринговой организации в управлении проектами. Анализируемая в статье компания обладает типичной организационной структурой для своей сферы деятельности, поэтому предлагаемая методика оценки компетентности организации может быть адаптирована и использована другими производственно-инжиниринговыми организациями. Выполненные авторами обобщения и систематизация различных моделей являются основой для разработки метода оценки компетентности организации в области управления проектами. Исследование носит практико-ориентированный характер и основано на использовании данных производственно-инжиниринговой компании. Разработан метод диагностики и развития компетентности организации в области управления проектами, который может быть использован в соответствии со спецификой деятельности конкретной организации.Аннотация
Рассматриваются основные положения цифровизации здравоохранения, которые задает Всемирная организация здравоохранения и степень их реализации в России. Проведен сравнительный анализ Глобальной стратегии цифровизации здравоохранения на 2020–2025 годы и национального законодательства. Российская Федерация развивает собственную модель цифрового здравоохранения, учитывая рекомендации ВОЗ. Решающую роль в переходе к новой модели здравоохранения в России играет развитие единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.Список источников:
1. Patrick Glauner, Philipp Plugmann, GuidoLerzynski. Digitalization in Healthcare. Implementing Innovation and Artificial Intelligence // Springer. 2021. 295 p. (In Eng.).
2. Camilla Gjellebæk Management Challenges for Future Digitalization of Healthcare Services // Futures. 2020. Vol. 124. December 2020. pp. 1–10. (In Eng.).10. ГОСТ Р56848-2015/ISO/TR13054-1:2012. Информатизация здоровья. Менеджмент знаний стандартов информатизации здоровья. – М.: Стандартинформ. 2016.
11. Лисицкий Н.Н. Роль больших данных в сфере здравоохранения // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Цифровой контент социального и экосистемного развития экономики».– Симферополь: Издательство Типография «Ариал», 2021. – С. 210–212.12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
13. О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Постановление Правительства РФ № 555 от 05.05.2018. // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297474/16. Журавлев М.С. Интероперабельность как фактор развития права в сфере электронного здравоохранения // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 3. С. 98–116.
Аннотация
Автор статьи рассматривает проблему международной торговли объектами интеллектуальной собственности. В основе исследования лежит проблема возникающего противоречия между свободным перемещением товаров и услуг и обеспечением защиты авторских прав. В качестве региона исследования выбран Европейский Союз. В статье исследуется авторское право и его отношение к правам собственности, что является корнем противоречий, возникающих между двумя принципами. Затем следует краткий обзор принципа свободного перемещения товаров и его применения на внутреннем рынке ЕС. Кроме того, автор оценивает, как и когда правообладатели ограничиваются в осуществлении своих прав из-за принципа свободного перемещения товаров. Рассмотрены условия, при которых авторы и государства-члены имеют законное право запрещать перемещение товаров для обеспечения эффективной защиты авторских прав.Аннотация
В статье приведено исследование российского сегмента рынка услуг патентных поверенных. Для этого рассматривается деятельность ведущих российских юридических и патентных компаний, проводится анализ их деятельности и деятельности патентных поверенных, а также сравнительный анализ статистических результатов. В качестве выводов приводятся положения, что на современном этапе развития рынка услуг патентных поверенных в России можно ожидать рост компаний, предоставляющих услуги в области патентования и охраны объектов интеллектуальной собственности. Также на основании статистики можно сделать предположение о том, что российские потребители станут ещё больше доверять отечественным фирмам, что может негативным образом отразится на деятельности иностранных компаний.